cat-right
Достопримечательности мира     |     Пирамиды гизы

Абидос

Абидос [ Abidos] — один из крупнейших и важнейших сакральных центров Египта Среднего и Нового царств (II тыс. до н. э.). На древнеегипетском языке город назывался Абджу. Расположен он южнее Бейт-Халлафа, на западном берегу Нила, недалеко от кромки Ливийской пустыни. Это главнейший город культа Осириса.

Вокруг Абидоса лежит территория, на которой возникла доисторическая культура — так называемая культура Накада. Местным божеством Абидоса изначально был Хентиментиу (букв. Предводитель западных). Здесь находился его храм, остатки которого на настоящий момент исследованы археологами. Культ Осириса начал приобретать влияние в конце Древнего царства, а проник в Абидос только в эпоху Среднего царства, где сначала слился с культом Хентиментиу, а потом полностью вытеснил его. Кроме Осириса, Исиды и их сына Гора в Абидосе почитались Бес и богиня Месхенет. Бес — кривоногий карлик с большой головой часто с высунутым языком. Его изображения являлись амулетами для защиты от злых духов. Месхенет была общеегипетской богиней родов, но пользовалась особенным почетом в Абидосе. Изображалась как женщина в головном уборе из двух пальмовых ветвей, загнутых на конце.

Согласно мифу об Исиде и Осирисе, бог Сет разрубил тело Осириса на части и разбросал по всему Египту. Исида нашла голову Осириса именно в Абидосе и похоронила там. Гробницей Осириса считали захоронение фараона I династии Дже-ра, куда приезжали многочисленные паломники. Покровителем живых и защитником мертвых в эти времена являлся уже не бог Ра, как в Древнем Царстве, а Осирис — в относящихся к этому периоду Текстах Саркофагов и Книге Мертвых всякий умерший приравнивается к Осирису (например, Ани именуется Осирис Ани). Осирис был первым существом, которого мумифицировали, а самое главное — воскресили, поэтому, совершая ритуал мумификации и ритуального воскрешения, так называемого отверзания уст, египтяне стремились повторить миф об Осирисе и воскресить умершего для вечной жизни в загробном мире.

Некрополь в Абидосе был одним из самых предпочтительных мест для захоронений. Там же возводили так называемые кенотафы — символические усыпальницы фараонов, чтобы они после смерти всегда были рядом с Осирисом. В некрополе Абидоса похоронены цари I и II династий, а также частные лица, начиная с эпохи Накада и заканчивая римским периодом.

В Абидосе проводились мистерии Осириса, первое упоминание о которых относится к XIX веку до н. э.— времени царствования Сену-серта III. Мистерии привлекали множество зрителей и представляли собой эпизоды из жизни и смерти бога, разыгранные жрецами. В качестве актеров здесь задейство-вались даже фараоны, например, известно об участии в мистерии фараона Неферхотепа (XIII династия). В ходе представления сначала выносилось изображение Анубиса, потом на своей барке появлялся Осирис, отражающий нападения врагов. Следующей сценой был так называемый великий выход, когда Сет убивал Осириса в местности Недит, а Исида и Нефтида оплакивали егоТело бога погребали в Пекере, потом Гор убивал врагов Осириса, оживлял его и перевозил в храм Абидоса.

Драматический папирус Рамес-сеум (XX в. до н. э.), содержащий тексты действующих лиц (на манер сценических ремарок), касается и других мистерий, посвященных Осирису и связанных с коронацией фараона. Главным героем здесь был сын Осириса бог Гор, которого изображал молодой фараон. Осирис в сценарии присутствует, но ничего не произносит, и вполне возможно, что его роль выполняла мумия умершего фараона. В финале нового фараона короновали, а Осириса — погребали.

Сенусерт I построил большой храм Осириса в Абидосе, который не сохранился до нашего времени. Главным скульптором храма был Шеи,а руководил строительством Ментухотеп, на заупокойной стеле которого описано убранство храма. Согласно этому тексту, рядом с храмом располагался священный водоем, жертвенники были изготовлены из лазурита, бронзы, Электра и серебра, в отделке храма использовались медь и драгоценные камни.

Фараон Сети I воздвиг в Абидосе храм, посвященный семи богам: абидосской триаде — Осирису, Исиде, Гору, а также Амону-Ра, Птаху, Ра-Хорахте и самому Сети. На стенах этого храма был высечен знаменитый абидосский царский список — имена 76 египетских фараонов, начиная с первой династии и заканчивая именем Сети I. Рельефы храма сохранили до наших дней яркие краски своих росписей.

На западе от храма в местности Пекер был расположен не менее знаменитый Осирейон — подземное святилище Осириса, входившее в храмовый комплекс. Похожее святилище Осириса было недавно обнаружено и в некрополе Гизы, которая называлась в древности домом Осириса, владыки Ро-Сетау. В Осирейоне на островке, окруженном водой (символизировавших Нун — первобытный океан) и стеной с 17 нишами, стоял символический саркофаг Осириса. У входа на северо-западе начинался длинный коридор, покрытый надписями, в том числе воспроизводящими отрывки из Книги Врат.

В конце Нового царства Абидос, как центр культа Осириса и Исиды, несколько утратил свое значение, и центр культа переместился на острова первого порога Нила — Бигэ и Филэ. В Абидосе, как сообщает римский историк того времени Ам-миан Марцеллин, вплоть до IV века н. э. сохранился пережиток культа Осириса — культ карлика Беса, весьма популярный у египетского простонародья