cat-right
Достопримечательности мира     |     Наггар. Дом рерихов

Адьяр

Теософия — духовное течение, связанное с именем нашей соотечественницы Елены Петровны Блават-ской (1831-1891). Происходя из старинного дворянского рода (ее бабушка — урожденная княжна Долгорукая, дедушка — генерал при А. В. Суворове, отец — боевой артиллерийский офицер, мать — известная писательница), Елена Петровна еще в детстве обладала паранормальными способностями. Очень рано покинув родной дом, она много путешествовала — была в Египте, Центральной и Северной Америке, Индии, Тибете, Яве, Сингапуре, Цейлоне и многих других странах. Во всех путешествиях ее направлял так называемый махатма Мория, тайный Учитель, с которым она постоянно находилась в духовном контакте. Короткое время Е. П. Блават-ская увлекалась спиритизмом, на одном из сеансов которого познакомилась с полковником американской армии Г. С. Олькоттом (1832-1907). В 1874 году они основали Теософское общество, которому посвятили всю свою жизнь. Целями общества было образование ядра Всемирного Братства Рода Человеческого, изучение древних и современных религий, философских систем и наук, а также исследование необъясненных законов природы и психических возможностей, скрытых в человеке. Именно Теософскому обществу в большей степени принадлежала инициатива открытия и возрождения интереса к мистическим наукам и доктринам, начиная с астрального путешествия до дзен буддизма, включая астрологию, учения об реинкарнации, трансцендентальную медитацию и вегетарианство. Теософское движение было реакцией на доминирование в Европе и Америке почти в течение двух столетий рационализма над духовной культурой. Е. П. Блаватская является автором двух объемных эзотерических трактатов — Разоблаченная Изида и Тайная доктрина, ставших классикой оккультной литературы. Сама Елена Петровна говорила, что эти книги писала не она сама, а ее рукой двигали невидимые Махатмы. В основу Разоблаченной Изиды была положена идея, что все известные человечеству вероисповедания и философские учения, вне зависимости от расхождений, берут свое начало в одном источнике, каковым является древняя тайная доктрина. Только через познание этой оккультной мудрости возможно примирение науки и религии. Тайная доктрина находилась в руках Великих Учителей, адептов Тибетского братства. В книге довольно сильно принижалось значение христианства.

Отправившись в Индию, Блаватская и Олькотт основали штаб-квартиру Теософского общества в одном из кварталов Бомбея. Здесь они попытались сойтись с теософско-ре-лигиозным обществом Арья Самадж (Общество Ариев), основанным Свами Даянандой Сарасвати в том же году, что и Теософское общество. Однако позже взаимные разногласия привели к расколу союза.

Через некоторое время на окраине Мадраса в местечке Адьяр [Adyar] была куплена земля для штаб-квартиры общества. Место это было выбрано не случайно. Именно здесь, считала Елена Петровна, уцелел осколок гигантского сверхконтинента Гондваны, который в доисторические времена объединял Индию, Южную Америку, Австралию, Африку и Антарктиду; и именно здесь находились следы загадочной и легендарной Лемурии, древнейшего обитаемого континента, затонувшего еще до существования Атлантиды.

8 мая 1891 года Е. П. Блаватская скончалась, сидя в своем любимом кресле за рабочим столом. Теософское движение в это время возглавила назначенная самой Блаватской англичанка Анни Вуд Безант, написавшая в свое время комментарий на Тайную Доктрину. Американское отделение общества возглавил нью-йоркский адвокат Уильям Кван Джадж. После смерти Олькотта Анни Безант стала президентом Теософского общества, направив всю свою энергию на служение народу Индии. Благодаря ее стараниям был создан Центральный индусский колледж, в котором обучались творцы судьбы новой Индии — Махатма Ганди и Джавахарлал Неру-В 1917 году Анни Безант стала президентом Индийского Национального конгресса. Кульминационным моментом в деятельности Теософского общества явилось создание новой церкви и провозглашение индийского юноши Джидду Кришнамурти Мессией, Иисусом Христом наших дней. Из-за резкого несогласия с такой позицией от общества откололось его немецкое отделение во главе с Рудольфом Штайнсром, основавшим совершенно самостоятельное движение — антропософию. А через некоторое время подросший Кришнамурти публично отказался от роли Мессии и Всемирного Учителя и стал вести жизнь в качестве независимого лектора и педагога до своей смерти в 1986 году. После отступничества Кришнамурти произошло резкое сокращение членства в обществе по сравнению с 1920-ми годами (45 тысяч человек). Ныне число членов вновь возросло и составляет порядка 35 тысяч человек, однако общество уже не играет такой роли в жизни западной цивилизации, какую оно сыграло в 20-х годах XX века.