cat-right
Достопримечательности мира     |     Метеора

Афон

Афон [ Athos] — гора высотой более 2000 метров на одноименном гористом и лесистом полуострове в Эгейском море (север Греции).

Согласно легенде, гора Афон возникла во время битвы богов с титанами — она была камнем, брошенным в Посейдона. Гора высотой в 2033 метра служила ориентиром для мореплавателей того времени. На вершине горы существовали языческие святилища, а возле воды — греческие города: Олофиксос, Ди-он, Фиссос, Клеон, Акрофон и другие. Плутарх рассказывал о скульпторе Стасикрате, предлагавшем обработать гору в виде статуи Александра Македонского, однако сам Александр этот проект отклонил. В 481 году до н. э. Ксеркс, идя с огромным флотом на Грецию, перекопал (но проекту своего инженера Бунареса) каналом Афонский перешеек, чтобы не огибать очень опасный для кораблей южный мыс полуострова.

Древнейшая история Афонских монастырей основывается на церковной традиции и во многом легендарна. Историки с осторожностью отмечают, что достоверные источники, касающиеся истории Афона, относятся только к XII веку.

Тем не менее считается, что первые христиане появились на Афоне в IV веке, при Константине Великом. По преданию, именно в это время здесь, около нынешних Карей, Ва-топедского и Иверского монастырей, были основаны первые храмы. При этих храмах возникли и первые обители.

Во времена Византийской империи Халкида неоднократно подвергалась набегам северных племен, и поэтому полуостров Афон пришел в запустение, что сделало его привлекательным для искавших уединения аскетов и пустынников. Еще в ранний период своего существования афонское монашество посылало представителей на Константинопольский Собор 842 года. В середине IX века на Афон пришли преподобные Афанасий и Павел Ксиропотамит, основавшие новые монастыри и собравшие большое количество братии. С этого времени при поддержке императорской власти конгрегация афонских монастырей обрела законченную форму и централизовалась. Конституция императора Константина IX (1045) провозгласила Афон Святой Горой. С этого времени здесь сформировался монашеский центр Византийской империи.

В XV веке Византийская империя пала, Афон оказался под турецким владычеством. Однако Афонским монастырям удалось сохранить свою автономию на территории мусульманского государства.

Статус Афона после освобождения его от турок был определен на Лондонской конференции 1912 г да: Святая Гора объявлялась неза-висимым государством, находящим- ся под покровительством России Лозаннским соглашением 1923 гола было решено присоединить Афк Греческому государству. С 1926 го ла Святая Гора стала составной частью Греции.

Связь Руси с Афоном началась с деятельности основателя русского монашества святого Антония Печер-ского. Согласно Житию , уроженец Любеча Антипа дважды бывал на Афоне, принял там постриг и получил имя Антоний. До сих пор афонские монахи указывают пещеру, в которой он жил (находится близ монастыря Есфигмен). Впоследствии Антоний прибыл в Киев и основал Печерский монастырь, первый на Руси. Печерский монастырь строился согласно монашескому уставу и церковным обычаям, усвоенным Антонием на Афоне.

Связи Руси с Афоном издревле были очень тесными. В годы татаро-монгольского ига сюда вывозились реликвии русской культуры — рукописи, книги, иконы. Монахи и деятели церкви курсировали как с Русина Афон, так и обратно. С Афона прибыл Максим Грек, здесь изучал монашескую жизнь Нил Сорский. В течение всей Российской истории, вплоть до 1917 года, русское монашество на Афоне было очень многочисленным; осуществлялась неустанная поддержка русских монастырей со стороны светской и церковной власти.

После Октябрьской революции Афон в России был прочно и надолго забыт. Понятно, что монашество (как и все проявления религиозно жизни) было чуждо советской власти. Однако при этом не принималась во внимание и другая сторона дела: монастыри на Афоне были храни лищем русской культурыПагубной для русского (и вообще славянского) монашества на Афоне была политика эллинизации, которую греческое правительство начало проводить с 1926 года. Все монахи на Афоне были объявлены греческими подданными, был запрещен прием новых монахов в негреческие монастыри. Фактически, славянские монастыри были обречены на исчезновение за смертью стариков. В результате такой политики численность монахов из славянских государств начала неуклонно сокращаться. Если в 1910 году на Афоне было около пяти тысяч русских монахов, то в 1955 году их оставалось 95 человек, в 1989 году — 27 человек. Последнее время происходит небольшой приток монахов, но, все равно, положение нельзя считать стабильным. Из-за снижения численности насельников русские культурные сокровища на Афоне понесли огромный ущерб. Невозможность обеспечить достойное хранение приводит к гибели старинных книг и икон. Так, показательна гибель в 1960-х годах Андреевского скита — одного из самых богатых русских хранилищ Афона. После того, как там умер единственный монах, сокровища скита исчезли, а библиотека сгорела при невыясненных обстоятельствах.

На настоящий момент на Афоне расположено 20 больших монастырей, 12 скитов, до 700 отдельных келий. Население республики составляет примерно 2000 человек. В начале XX века здесь насчитывалось 10 тысяч монахов, а раньше — еще больше.

В настоящее время Афон обладает автономией в рамках Греции: для монастырей, находящихся здесь, установлен особый налоговый режим, монашеская республика имеет собственный центральный орган самоуправления — Священный КинотЕго составляют 20 представителей крупнейших монастырей (17 греков, один болгарин, один серб и один русский). К крупнейшим монастырям с правом голоса относятся (в порядке чести): Великая Лавра св. Афанасия, Ватопед, Ивирон, Хиландар (серб.), Дионисиат, Кутлумуш, Пан-тократор, Ксиропотам, Зограф (болг.), Дохиар, Каракалл, Филофей, Симонопегра, Св. Павла, Сгаврони-кита, Ксенофонт, Григориат, Эсфиг-мен, Св. Пантелеймона (рус.) и Кос-тамонит. Исполнительная власть на Афоне принадлежит наблюдательному комитету (эпистасии), состоящему из пяти человек, избираемому из 20 членов Кинота сроком на один год. Над зданием Кинота развеваются два флага: бело-голубой — греческий и желтый с черным двуглавым орлом — византийский.

Основная русская обитель на Афоне — Русский монастырь святого великомученика Пантелеймона (Руссик). Надпись на церковных вратах говорит, что основание его совершилось в лето 1052 года.

Русские монастыри на Афоне называют островком древней Руси — здесь сохранился уклад жизни, который, с известной долей допущения, близок укладу средневекового монастыря у восточных славян. Общение монахов с внешним миром сведено к минимуму, многие необходимые предметы быта производятся в собственном хозяйстве. Монахи едят рыбу, которую сами ловят в море или разводят в пруду, овощи со своего огорода, фрукты из своего сада, самостоятельно выпеченный хлеб из выращенной здесь же пшеницы; монастырский устав не запрещает пить вино — оно тоже изготовляется здесь, из своего винограда; до недавнего времени работали многочисленные ремесленные мастерскиеКаждый день в Пангелеймоно-вом монастыре начинается в три часа утра. В течение 5-6 часов продолжается утренняя молитва, затем час отдыха, хозяйственные работы, вечерняя молитва. Режим настолько напряжен, что не подготовленному человеку трудно выдержать его как с физической, так и с психологической точки зрения. Устав Пантелей-монова монастыря — один из самых строгих на Афоне.

Русских монахов хоронят по старинному обычаю: тело покойника закапывают в землю без гроба, а через несколько лет достают кости и помещают их в особую братскую костницу. Черепа ставят на полки и на лбу каждого пишут имя и дату преставления умершего.

Широких дорог на Афоне прак-тически нет, по всей территории ос-трова проложены многочисленные тропинки. Одно из наиболее распро страненных средств передвижения — мул.

Исчисление дневного времени на Афоне построено по византийскому принципу — началом каждых новых суток считается окончание светового дня.

Некоторые монахи живут отшельнически в лесах Афона, в пещерах, на неприступных скалах. В качестве местной достопримечательности указывают дуб, в дупле которого отшельник сидел в течение 30 лет.

Одним из сокровищ, афонских монастырей являются книги. В здешних библиотеках хранится более 12 тысяч древних рукописей преимущественно богословского содержания. Очень велико и до сих пор не исследовано хранилище Пантелей-монова монастыря. Существует легенда, что среди древних книг монастырской библиотеки существует даже список Слова о полку Игореве.

Афон — одно из высокочтимых мест восточного православного мира, ежегодно посещаемое тысячами богомольцев из России и других стран.

При въезде на территорию монашеской республики осуществляется таможенный контроль. Афонская община располагает своей собственной полицией.

На территорию монашеских поселений не допускаются женщины и животные женского пола. В каче стве обоснования этого запрета су ществует легенда о том, что в V веке византийская царица Плакидия по-желала побывать на Афоне; когда она вошла в Благовещенский храм Ватопедского монастыря, то услы-шала от иконы Божьей Матери, названной впоследствии Предвозве-стительницей, голос, повелевавший ей удалиться из пределов Афона. Это событие послужило основанием каноническому установлению, запрещающему женщинам появляться на Святой Горе.

Мужчины, желающие посетить монастыри Святого Афона, допускаются туда только при наличии специального разрешения.