cat-right
Достопримечательности мира     |     Владимир на клязьме

Александрова гора, синь-камень

Александрова гора находится в нескольких километрах к северо-востоку от Переславля-Залесского на берегу Плещеева озера.

Около двух тысяч лет назад на Александровой горе финно-уграми (мерянскими племенами) было заложено первое укрепление — был срыт перешеек, соединяющий вершину с соседними холмами, и надсыпана сама гора, превращенная таким образом в неправильный конус с плоской вершиной. Ко второй половине I тысячелетия укрепленное поселение уменьшилось; видимо, теперь оно выполняло в основном функцию святилища. Постепенно в данной местности происходил приток славян и ассимиляция финно-угорского населения.

Возможно, именно в эти времена и появилось еще одно название горы — Ярилова Плешь. Данное название указывает на то, что здесь проводились языческие праздники весеннего цикла, связанные с богом Ярилой. В конце X века святилище было разорено, на вершине горы построен деревянный православный храм. В XIII веке на его месте был воздвигнут загородный терем князя Александра Невского (именем которого, собственно, и называется Александрова гора). Вскоре после смерти князя здесь был выстроен монастырь, окруженный стеной с шестью башнями. Начиная со второй половины XVI века и по сей день вершина пустует.

Недалеко от подножия горы, у самой воды находится Синий (или Синь) Камень, огромный ледниковый валун. Предполагают, что первоначально он служил алтарной плитой святилища на Александровой горе. Видимо, именно о Синем камне говорится в тексте конца XVI века: Бысть во граде Переславле камень за Борисом и Глебом в боярку, в нем же вселился демон, мечты творя и привлекая к себе ис Пере-славля людей: мужей и жен и детей их и разсевая сердца в праздник великих верховных апостолов Петра и Павла. И они слушаху его и стека-хуся из году в год и творяху ему почесть...

Языческое поклонение побудило церковную администрацию к принятию мер по уничтожению камня: в конце XVII века он был низринут в глубокую яму и засыпан землей. С этого момента начались чудесные перемещения камня — через некоторое время он снова оказался на поверхности, поклонение ему возобновилось. Зимой 1788 года было принято решение положить камень в фундамент церкви, строящейся в Духовской слободе, на берегу реки Трубеж. Его спустили с горы на замерзшее озеро, погрузили на громадные дровни, запряженные дюжиной лошадей, и повезли по льду к месту строительства. Но на середине озера лед проломился и мерьский бог утонул на достаточно большой глубине. Через несколько десятков лет местные рыбаки стали замечать, что каменная глыба передвигается под водой в северном направлении, и к концу 1840-х годов камень снова оказался на берегу озера, там, где он сейчас и лежит. В настоящее время бытует мнение, что камень продолжает свое перемещение, все дальше отодвигаясь от воды. Литература:

Васильев С. Д. Памятники истории в окрестностях Переславля-Залесского. Ярославль, 1968. Ермакове. Э.,Плато6А. В. Яри-лин холм: новое о древнем //Мифы и магия индоевропейцев. Вып. 5.1997. С. 80-99.

Иванов К. И. Переславль-Залес-ский. Ярославль, 1959.