cat-right
Достопримечательности мира     |     Ханой

Ангкор

Ангкор-Ват [Angkor Wat] — это только один храм на территории огромного древнего кхмерского города Ангкор, площадью более 200 квадратных километров, расположенного в северо-западной части современной Камбоджи. Многие из зданий этого города разрушены, многие до сих пор затеряны в джунглях, а многие только недавно были расчищены от мин так называемых красных кхмеров.

Согласно общепринятой этимологии слово Ангкор считается искаженным санскритским словом нагара (город). Согласно научным данным, ангкорский период охватывает семь веков. Он начался в 802 году, когда царь Джаяварман II провел ритуал на священной горе Кулен, провозгласив себя дэварад-жей — бого-царем. Согласно надписям в одном из храмов, Джаяварман прибыл в Камбоджу в 800 году н. э. на лодке из-за моря, где несколько лет находился в стране при дворе царя по имени Царь Горы (это предположительно Ява, индонезийская династия Сайлендрас). Первой своей столицей молодой принц сделал древний город Ипдрапура (точное место неизвестно). Здесь он добровольно стал учеником духовного учителя-брамина Сивакайвалайя. Вместе с ним и довольно большой армией Джаяварман двинулся на север. По пути он строил новые города с храмами, которые и стали основой могучей империи, получившей название Камбуджадеша. В центре анг-корской долины, на лесистом холме из песчаника, который господствует над всей долиной, молодой царь основал свою столицу Махендрапа-равата на Пном-Кулене. Здесь, при помощи двух браминов, весьма сведущих в магии, он провел ритуал, согласно которому страной мог править лишь один король-бог. Была установлена и новая вера — культ бога-короля. После Джаявармана II, умершего в 850 году, страной правило 39 королей, однако след в истории оставили лишь некоторые из них. Так, при Индравармане I (877-889) возник прецедент для будущих королей — был построен храм-гора Баконг, посвященный предкам, и водоем. В дальнейшем, его сын Ясоварман II перенес столицу в Ангкор, он также создал свой храм-гору, и храмы, посвященные предкам. При Сурьявармане II (1113-1150) был построен Ангкор-Ват — самый большой хра.м в Камбуджадеша. Подвиги королей были увековечены в барельефах их храмов. Последним великим королем государства был Джаяварман VII (1181-1220), активный последователь буддизма. При нем было построено храмов, мостов, дорог и водоемов больше, чем при всех предшествующих королях.

В дальнейшем, в связи с ослаблением кхмерской империи и образованием сильного государства-соседа на территории нынешнего Таиланда Аюттхая (XIV в.), под воздействием постоянных набегов, армия кхмеров покинула свою столицу, которая стала быстро зарастать джунглями. Однако некоторые храмы, в том числе и Ангкор-Ват, поддерживались монахами на протяжении XV-XVI веков.

Интерес к городу в джунглях возник у европейцев только в XIX веке, благодаря путешествию французского натуралиста Анри Муо. Однако исследования в Ангкоре не велись практически до середины XX века.

Ангкор-Ват состоит из пяти расположенных друг в друге прямоугольников, короткие стороны которых точно обращены на север и юг, а длинные — на запад и восток. Считается, что в плане храм представляет собой мандалу — буддийскую модель Вселенной. В скульптурных группах доминирует изображение змей (нагов), чьи каменные тела и поднятые головы с капюшонами образуют волнообразные балюстрады по краям дороги. Каждый угол крыши увенчан изображением семиглавой змеи. Такое обилие змей в декоре храма напоминает, что до прихода в Индокитай человека, это было королевство змей. По периметру храма проходит галерея, украшенная каменными барельефами с изображением сцены из индуистской мифологии (Взбивание Молочного Оксана), символизирующей акт творения Вселенной. Храм Ангкор-Ват посвящен богу индуистского пантеона Вишну, в то время как Ангкор-Тхом (Angkor Thorn, Ангкор-Великий ), расположенный меньше чем в двух километрах от Ангкор-Вата, посвящен Булде-Авалокитешваре, Будде-Мило-сердному .

В состав Ангкор-Тхома входят три храма, имеющих форму пирамид — Фимеанакас (Дворец Неба ), расположенный к северо-западу от центра сооружения, Бафуон (Башня из бронзы), в 200 метрах к югу от него и Байон (Отец Янтры), точно в центре Ангкор-Тхома. Главной характерной чертой Ангкор-Тхома является изображение гигантских лиц, венчающих ворота. Это изображение Авалокитешвары, Буллы-Милосердия, черты его лица несут на себе спокойствие и медитацион-ную самоуглубленность. Самым прекрасным из трех храмов является Байон, синтезирующий в себе различные стили ангкорской архитектуры. Более 200 лиц, вырезанных на 54 башнях, в зависимости от освещения могут менять свое выражение от ироничной улыбки до панического ужаса. Все они несут в себе черты своего создателя, бога-короля Джа-явармана VII.

По одной из версий считается, что расположение храмов—городов Ангкора совпадает с расположением звезд созвездия Дракона