cat-right
Достопримечательности мира     |     Кижи

Археологические памятники онежского озера

Памятником, имеющим мировую известность, являются петроглифы (IV—III тыс. до и. э.), расположенные на восточном берегу Онежского озера, близ поселка Шальский. Территория с древними наскальными изображениями тянется на протяжении примерно 30 км — от устья реки Во-длы до скоплений в устье реки Черной. Петроглифы занимают мысы и прибрежные острова; насчитывается не менее 1200 гравировок, к основным их сюжетам относятся птицы, животные, люди, лодки, загадочные знаки в виде кругов и лунниц. Основной массив петроглифов находится на мысу Бесов Нос и в его окрестностях (мысы Пери Нос, Кла-довец и др.). Наиболее известная композиция петроглифов расположена на каменной плите, спускающейся к воде на южном склоне Бесова Носа. В центре композиции — фигура собственно Беса, расчлененная глубокой вертикальной трещиной на две части. При этом примечательно, что трещина существовала изначально, изображение наносилось уже на нее; возможно, это было сделано для совершения жертвоприношений — чтобы жертвенная жидкость (кровь?), будучи символически поглощенной Бесом, стекала в онежскую воду. Правую руку фигуры перекрывает христианский крест с монограммами Христа по обе стороны. Считается, что крест выбили монахи Муромского монастыря, который расположен в 25 км южнее мыса. Здесь же высечены фигуры животных: выдры, сома (или налима), лебедя и других.

К северо-западу от Большого Клименецкого острова находятся Северный и Южный Оленьи острова. На одном из них раскопано древнее поселение, на другом — поселение и могильник.

На Оленсостровском могильнике (VI-V тыс. до н. э.) было вскрыто 177 захоронений. Все погребенные лежали в могилах головой на восток, в большинстве случаев па спине, редко на боку, в вытянутом положении или скорчившись. Выделяются четыре захоронения, где покойные были помещены в могилу вертикально. В трех могилах находилось по трое погребенных, в шестнадцати — по двое.

Несколько захоронений выделяются из общего массива. Так, в самом древнем погребении (по радиоуглеродной датировке 7910±80 г. до н. э.) скелет находился в вертикальном положении, был обложен камнями и густо засыпан ярко-красной охрой. Умершего сопровождало большое количество (около 500) изделий из камня и кости. Все это позволило археологам предположить, что захоронение принадлежало родовому или племенному вождю.

Широко известно находящееся в центре могильника погребение шамана с двумя женщинами по бокам. Это тройственное захоронение по своей композиции напоминает композиции бляшек, нашиваемых на шаманскую одежду у северных народов.

По данным Оленеостровского могильника реконструируется антропологический тип населения, которое в VI-V тысячелетиях до и. э. жило на территории Карелии; по мнению большинства археологов и антропологов, древние обитатели Онеги принадлежали к архаичной восточной ветви европеоидов.

В Кижских шхерах, напротив села Сенная Губа, располагается остров Радколье, на котором в досла-вянские времена, по-видимому, существовало саамское святилище. С приходом в Заонежье вепсов, карел и славян Радколье продолжало оставаться ритуальным центром; в частности, в середине лета здесь праздновалось радкольское воскресение, на которое съезжались жители всех окрестных деревень (порой за 30 верст).

Этнографические источники упоминают о радкольском боге —-камне, который во время игрищ парни пытались скинуть в воду. Также упоминается изображение головы бородатого человека, которого местные жители считали хозяином острова . Археологами отмечается здесь наличие полутора десятков рукотворных каменных кладок. На острове существовала священная роща, которая в начале XVI века была вырублена монахами Клименецко-го монастыря; по преданиям здесь некоторое время продолжала стоять почитаемая сосна.

На западном берегу Уницкой губы в северо-западной части Онежского озера, неподалеку от деревни Пегрема, расположен культовый мегалитический комплекс Пегрема (Ш-П тыс. до н. э.). На протяжении почти сорока лет в данной местности производились археологические раскопки древних поселений, однако комплекс, скрытый лесными зарослями, долгое время не привлекал внимания. В 1988 году на территории комплекса возник локальный пожар, который выжег лес на небольшом участке и образовал поляну идолов; лесной пожар как бы подтолкнул исследователей к изучению данного археологического объекта.

Общая площадь пегремского святилища составляет около 20 тыс. кв. м, на ней компактно сосредоточены камни-валуны различных размеров. Наиболее яркие идолы — мегалиты в виде лягушки и утки. Камни святилища (их около трех десятков) обработаны — обколоты и отполированы,некоторые имеют следы огня, следы покраски природной охрой, некоторые окружены каменной кладкой.

Мегалит лягушка (1,5х0,96х 0,98 м) обложен сколотыми камнями и галькой. С западной стороны от него — каменная ванночка, в которой сохранились зола и уголь. В полуметре от правого глаза лягушки — остатки захоронения, посыпанного охрой (костяк не сохранился).

Утка представляет собой два камня, поставленных один на другой.

В последние годы археологические исследования в Уницкой губе приносят новые находки. Так, на одном из островов колгостров-ско-райостровских шхер обнаружена древняя писаница: на каменной стене, имеющей наклон внутрь и образующей небольшой грот с козырьком, предохраняющим рисунки от дождя и ветра, нанесены изображения линий, треугольников, фигур в виде древа мира и др. Размеры панно — 5,3 х 4,5 м. Под писаницей находится небольшая площадка, свободная от камней, где отмечены следы ритуальных кострищ и другие детали древних культовых обрядов.

Утка (а также еще ряд объектов пегремского святилища) имеет внешнее сходство с сеидами — сакральными объектами, имеющими широкое распространение на Севере. Сейды — древнесаамские культовые камни, по легендам, наделенные магическими силами: внутри сейда обитает дух, способный помогать шаману в камлании, дарующий удачу охотнику. По легендам, камепь-сейд способен летать, в случае необходимости легко перелетает с места на место; среди археологически зафиксированных памятников присутствуют и улетевшие сейды — группы камней, верхний камень на которых отсутствует (улетел).

Сейды делятся на природные (па-пример, камни, перенесенные и положенные на каменный постамент ледником)и рукотворные. Сейды широко распространены в Скандинавии; на территории Русского Севера их известно несколько сотен. Современная наука относит время их создания к Средневековью (ок. XI-XVI вв.).