cat-right
Достопримечательности мира     |     Русалочьи озера

Аркаим

Археологический комплекс Аркаим был обнаружен в июне 1987 года, во время обследования долины рек Большая Караганка и Утяганка. Исследования местности, производимые здесь археологами, были обусловлены тем, что Аркаимская долина (так эта местность называлась на картах) вскоре должна была быть затоплена водохранилищем строящейся Караганской ГЭС. Собственно, концентрические круги, обозначающие стены Аркаима, фиксировались на степной поверхности и раньше — так, в 1950-е годы их отмечали во время аэрофотосъемок. однако эти данные не получали огласки. Впоследствии некоторые мистически настроенные люди усматривали в истории открытия Аркаима тайные причины — придавали значение тому, что город открыл себя в канун летнего солнцестояния (а именно — 20 июня), в годы, когда административно-командная система подходила к своему концу (что позволило остановить строительство водохранилища).

Раскопки обнаруженного археологического объекта позволили выявить укрепленное поселение и прилегающие к нему хозяйственные площадки, могильник, ряд неукрепленных селищ. За древним комплексом утвердилось название местных сопки и урочища; топоним Аркаим производят от тюркского (башкирского) арка (арка ) — хребет, спина, основа. Время существования Аркаима было определено как XVII-XVI века до н. э.

Поселение представляет собой два концентрических кольца земляных валов (аэрофотоснимки 1956 года позволяют выявить еще и третье кольцо, впоследствии, видимо, распаханное). Валы являются остатками оборонительных стен, сложенных из грунта, сырцовых блоков и дерева. Диаметр внутренней стены (стены цитадели) составляет 85 м, внешней — 143-145 м, толщина стен по основанию — от 3 до 5 м, высота грунтовой части в древности составляла не менее 3-3,5 м. В северо-западной части внешнего вала находится ложный вход, призванный, видимо, запутать нападающего противника (примечательно, что на эту уловку попались и археологи). К фортификационным сооружениям относятся также и радиальные стены, которые разбивали кольцо жилищ на пять или семь секторов (и при этом служили дополнительными радиальными улицами второго этажа ). К каждому фортификационному кольцу изнутри примыкали ряды жилых сооружений, обращенных входами к центру;

во внешнем круге их было 35, во внутреннем — 25. При этом часть зданий была встроена между уже существующими позже, видимо, с ростом населения.

Геометрическим центром города является квадратная площадь, на которой обнаружены зольники — видимо, следы горевшего здесь огня.

Аркаим является наиболее значимым населенным пунктом целой археологической зоны, располагавшейся на восточном склоне Уральских гор, неподалеку от современного Магнитогорска. Эта зона получила в научной литературе название Страна городов. Крепости Страны городов отстоят друг от друга на 40-70 км, средний радиус освоенной территории каждого города составлял 25-30 км, что соответствует расстоянию одного дневного перехода.

Основой экономической деятельности древнего Аркаима было скотоводство, но обращает на себя внимание большое количество металлургических печей. Не исключено, что профессия металлурга в данном обществе имела сакральный характер. На это указывает наличие в захоронениях одновременно останков боевых колесниц, каменных булав (символов особого положения в обществе) и орудий кузнечного дела.

Поддувала металлургических печей Аркаима соединялись с колодцами, тяга из которых (что подтверждено экспериментами) позволяла плавить бронзу и медь. О сакральном характере плавильных работ говорит тот факт, что эти колодцы были оформлены как жертвенники. При реконструкции технологического процесса становится понятным, что он перекликается с распространенным в индоевропейских мифологиях мотивом возникновения Бога Огня из подземелья и особенно, с ведическим мотивом появления Агни из вод.

Не исключено, что большую часть времени жители Аркаима проводили вне города, посещая свои жилища только в определенные, относительно короткие периоды, связанные с проведением ритуальных действий или решением неких жизненно важных проблем.

Особого внимания заслуживает археоастрономический аспект расположения города. Аркаим находится в чашеобразной долине с рельефным горизонтом; определенные точки этого горизонта являются астрономическими визирами, фиксирующими положение солнца и луны для тех или иных календарных дат. По некоторым оценкам, горизонт насчитывает до 38 геодезических и астрономических точек. Аркаим часто сопоставляют со Стоунхен-джем — оба памятника, имеющих черты сакральных обсерваторий, расположены почти на одной широте, обладают кольцевой структурой, близки по размерам (если рассматривать Стоунхендж в окружности лунок Обри).

Примечательно, что Аркаим построен одномоментно, согласно единому архитектурному плану. Внутренняя цитадель Аркаима представляет собой квадрат (центральную площадь), вписанный в круг (линию укреплений). Можно было бы предположить, что такая композиция продиктована исключительно бытовыми причинами, однако по принципу квадрат в круге спланированы и многие некрополи Страны городов, что позволяет говорить о сакральном характере данного градостроительного принципа. Такая планировка близка принципу Мандалы, одного из буддистских символов. Само слово мандала переводится как круг, диск, круговой; в Ригведе, собрании гимнов, восходящем ко временам индоевропейского единства, оно имеет множество значений: колесо, кольцо, страна, пространство, общество, собрание.

Одной из загадок Аркаима является его гибель. Деревянные постройки города сгорели в пожаре, но жители покинули их заранее. При этом сборы были довольно неспешными, о чем можно судить по отсутствию в раскопах ценных вещей — видно, что уходящие жители оставили только сломанные и случайно потерянные предметы.

Существует мнение, что Аркаим и вся Страна городов являются легендарной прародиной индоевропейцев (арийцев), местом, где они сформировали свою культуру и откуда начали победное шествие по миру. В принципе научные данные не противоречат этой версии: так, по данным языкознания, разделение праиндоевропейцев произошло в III — начале II тысячелетия до н. э., многие исследователи локализуют место их обитания в степной зоне Евразии. В этой связи возникает предположение, что уход населения из Аркаима связан как раз с началом миграции индоевропейцев. Г. Б. Зданович, руководитель археологических исследований на Арка-име, пишет: В сложных для деятельности людей условиях степных экосистем формировались уникальные материальные и духовные ценности. Духовная мощь и новые идеи, рожденные в степи, реализовались в дальнейшем в самых высоких достижениях человеческой культуры, но уже в других временных измерениях и на других территориях Ойкумены.

Высказывалось мнение, что Аркаим связан с деятельностью пророка Заратустры и даже что здесь находится его могила. Г. Б. Зданович в одном из интервью сказал по этому поводу: Мы здесь имеем дело с гениально спланированным пространством, гармонично вписанными в природу человеческими сооружениями. Без выдающихся личностей это вряд ли было возможно. Дать импульс для создания подобного мог только истинный лидер. В"Стране городов" немало курганов, богатых захоронений. Выделяется Синташтипский курган: сложное многоярусное помещение, в центре абсолютно полое, огромная погребальная камера. Здесь, безусловно, похоронен Учитель. Заратус-тра ли? Разброс по возможному времени и месту его жизни огромен, может быть, "заратустр" — вождей — было много. Лично мне хочется поставить на дороге к кургану знак "Здесь могила Заратустры". Это, конечно, не будет достоверным фактом. Но мировая наука миновала жесткий период, когда ученые воздерживались от интерпретаций. И археология должна быть эмоциональна .

В настоящее время набирает силу поток туристов, посещающих Арка-им. Пик паломничества к прародине ариев приходится на дни летнего солнцестояния, когда город получил свое второе рождение. Одним из ритуалов этих дней является встреча рассвета на находящейся неподалеку горе Шаманке.