cat-right
Достопримечательности мира     |     Кёльнский собор

Аркона

В настоящее время Рюген представляет собой курортный остров в составе немецкой земли Мекленбург Передняя Померания. Только археологические памятники свидетельствуют о том, что здесь некогда находилось мощное славянское государство с центром в городе Арко-на [Arkona]. Здесь же действовало и одно из двух (наряду с Ретрой) наиболее известных святилищ западных славян.

Саксон Грамматик в конце XII века писал о главном городе острова (тогда он назывался Руян): Город Аркона лежит на вершине высокой скалы; с севера, востока и юга он огражден природной защитой... с западной стороны защищает его высокая насыпь в 50 локтей (около 20 метров)... Посреди города лежит открытая площадь, на которой возвышается деревянный храм прекрасной работы... Вся внешняя сторона здания блистает искусно сделанными барельефами различных фигур.

Центральным объектом храма был идол Святовита. Он представлял собой большую, выше человеческого роста, фигуру мужчины с четырьмя головами, устремившими взгляды в четыре стороны. Одежда и украшения Святовита, очевидно, соответствовали убранству руян.

Здесь же хранились и реликвии — узда, седло и огромный меч, принадлежавшие богу.

Главнейшей реликвией Святовита было знамя под названием Станица. Оно использовалось воинами Арконы во время походов. Станица , видимо, воспринималась как знак силы Святовита. Оно было... почитаемо народом руянским почти столько, сколько величие всех богов... Власть этого небольшого куска полотна была сильнее власти княжеской.

Идол Святовита был со всех четырех сторон задрапирован коврами. По-видимому, существовал запрет на публичный показ божества; если провести аналогию с культом Зевса Олимпийского , то можно предположить, что идол Святовита открывался для обозрения только в дни торжеств.

Саксон Грамматик оставил интереснейшие описания обрядов, связанных с культом Святовита. В частности, по окончании жатвы производилось гадание — в руке идола был рог, наполненный вином, и по этому рогу жрец определял, насколько плодородным будет следующий год — если много вина испарилось, то это считалось дурным предзнаменованием, и наоборот. После гадания прошлогоднее вино выливалось, затем жрец наполнял рог новым и выпивал его в честь бога, прося, чтобы тот даровал людям изобилие и удачу в ратных делах. Далее жрец снова наполнял рог и вставлял его в руку божества. Все сообща чтили бога, а по окончании этого, вносили пирог огромных размеров. Жрец прятался за пирог и спрашивал у присутствующих, видят ли его? Если руяне говорили, что видят, то жрец высказывал пожелание, чтобы следующий год был настолько плодороден, чтобы его за пирогом было бы совсем не видно. Текст источника не указывает на это дословно, но, надо полагать, в урожайные годы пекся настолько большой пирог, что жрец был в состоянии за ним спрятаться. Примечательно, что аналогичные обряды, приуроченные к новогодним праздникам, были зафиксированы этнографами также на Западной Украине.

При храме Святовита было собственное войско, состоящее из трехсот всадников. В те времена дружины руян, подобно дружинам других северных народов, промышляли военной добычей. Было принято треть добычи отдавать в храм. Судя по описанию Саксона Грамматика, триста храмовых воинов Лрконы тоже занимались ратным промыслом, причем верховному жрецу отдавалась вся добыча.

Гельмольд называет Святовита богом богов , и Лрконский храм был священным местом для огромной территории, как сообщал Сак-сон Грамматик, ему давала дань вся славянская земля. Были в храме и подарки от правителей других народов.

Цветущие западнославянские государства, находившиеся на территории нынешней Германии, не выдержали военного натиска с запада и после почти трехвековых войн были порабощены. В 1168 году храм Святовита был сожжен датским королем Вольдемаром I при участии епископа Абсалона. Остатки крупнейших славянских храмов — Рет-ры, Кореницы, Арконьг и других теперь находятся на территории Германии.

На настоящий момент Аркона, располагающаяся на северном мысу острова, раскопана археологами и открыта для посещения. Еще в 1922 году были исследованы остатки храма и обнаружено основание статуи Святовита, фундамент которой, как и сказано в описании Саксона Грамматика, находился ниже уровня пола. Рядом с храмом была обнаружена площадь народных собраний, а западнее располагались жилые сооружения.