cat-right
Достопримечательности мира     |     Киндяков камень

Булгаковская Москва

Мастер и Маргарита — роман, который в 1970-1990-х годах стал культовым и, мало того, породил целое мифологизированное пространство. М. А. Булгакову удалось передать мистический дух московского центра, и после выхода романа в свет понятие булгаковская Москва закрепилось в общественном сознании как один из многих ликов российской столицы.

Как правило, под булгаковской Москвой понимают именно те места, которые описаны в Мастере и Маргарите. Ландшафты своего романа М. А. Булгаков создавал с натуры, большинство городских объектов, упоминавшихся в тексте, имело вполне конкретные московские прототипы.

Наиболее знаменитым местом булгаковской Москвы является дом № 10 по Большой Садовой улице. Здесь находилась нехорошая квартира № 50, в которой обосновались Воланд и его свита. Считается, что вымышленный номер дома — 302-бис — это тот же № 10, зашифрованный по формуле 10= (3 + 2)х 2, а фантастическая величина номера была призвана подчеркнуть нереальность происходящего в романе. Здесь, в квартире № 50, долгое время жил сам М. А. Булгаков. Коммунальная квартира № 50, действительно, отличалась нехорошей атмосферой — жильцы здесь имели склочный, скандальный характер, а одна из соседок писателя стала прототипом Аннушки Чумы.

Неподалеку располагаются описанные в Мастере и Маргарите Патриаршие пруды — место первого появления Воланда.

Сохранились и многие городские ландшафты, на фоне которых разворачивается действие романа. Таковы, например, Александровский сад (место свидания Маргариты сначала с Мастером, а потом и с Аза-зелло), крыша Пашкова дома (откуда открывается панорама Москвы: Какой интересный город, не правда ли? — Мессир, мне больше нравится Рим! — Да, это дело вкуса ), Воробьевы горы (где герои романа прощаются с Москвой).

Во многих случаях места действия романа не имеют точного адреса: указывалось только их примерное местонахождение и внешний вид. Например, дом Маргариты, откуда она отправилась в полет на бал Воланда, описывался как прекрасный особняк в саду в одном из переулков близ Арбата — под такое описание подпадает множество домов, и трудно сказать, какой именно из них был взят писателем как прототип (в частности, называют дом 10 по улице Танеевых). Что касается дома, в подвале которого жил Мастер — то его связывают с изящным деревянным особняком по адресу: Мансуровский переулок, 9.

Роман Мастер и Маргарита создал пространство, которое смело можно назвать сакральным (по крайней мере, для определенного исторического периода и для определенной группы людей). Надо учитывать, что роман был издан в стране, где материалистический взгляд на мир главенствовал, причем при поддержке официальной идеологии. Роман М. А. Булгакова, полный мистицизма и вступавший в полемику с тогдашним официозом, был символом духовного и социального инакомыслия тех лет. Памятником религиозным порывам, связанным с Мастером и Маргаритой, могут служить экземпляры романа, переписанные поклонниками от руки.

Влияние Мастера и Маргариты на общественное сознание было очень велико, и не случайно сформировалась культурно-ритуальная традиция, выражавшаяся во внимании к булгаковской Москве, описанной в романе.

В начале 1980-х годов подъезд дома № 10 по Большой Садовой стал местом паломничества (или, если сказать мягче, приобрел статус неофициальной достопримечательности), причем особый интерес к нему проявляла молодежь. Стены подъезда, как с парадного, так и с черного хода, были густо покрыты надписями (изречениями, стихами) и рисунками. С образами булга-ковского романа были тесно связаны и Патриаршие пруды — излюбленное место для прогулок летними вечерами, когда солнце, раскалив Москву, в сухом тумане валится куда-то за Садовое кольцо. В конце 1980-х, после ослабления идеологического контроля сквер у Патриарших стал местом проведения Булгаковских праздников Мистификации в булгаковском стиле в те времена были хорошим тоном в определенных кругах, причем чаше всего эти мистификации были связаны с некими конкретными местами московского ландшафта — домами, скверами, изгибами рек и неровностями рельефа.