cat-right
Достопримечательности мира     |     Святилища на делосе

Дельфийское (пифийское) святилище

Одним из знаменитейших святилищ Древней Греции является святилище Аполлона в Дельфах [Delphi]. Оно находилось на склоне горы Парнас, неподалеку от современных городов Амфиса и Ливадия.

Согласно мифологической традиции, святилище было основано Аполлоном на месте его битвы со змеем Пифоном (Дельфинием). В одном из гомеровских гимнов повествуется о том, как Аполлон, сойдя с Олимпа, отправился искать место для храма в свою честь. Он хотел построить храм на равнине, но нимфа Дельфуса посоветовала перенести постройку в горы, туда, где нет людской суеты:

На колеснице прекрасной никто уже там не промчится,

Топот коней быстроногих вокруг алтаря не раздастся.

Аполлон, последовав совету Дельфусы, нашел площадку для храма на склонах снежного Парнаса.

Обращена она склоном на запал, над ней нависает Сверху скала, а внизу глубоко пробегает долина Дикая. Там-то в луше порешил Аполлон-повелитель Храм свой построить уютный...

Однако выяснилось, что нимфа присоветовала Аполлону место, где уже живет чудовищный змей Пифон, сын богини земли Геи. Аполлон вступил в битву со смертоносным змеем и убил его выстрелом из лука. Под лучами солнца тело Пифона мгновенно истлело. В честь победы над змеем Аполлон получил прозвище Пифийский, новое святилище также стало называться Пифийским (Дельфийским). Римский ученый Гигин писал по этому поводу: <Аполлон> пришел на Парнас и Пифона стрелами убил, поэтому назван Пифийским. Кости его сложил а треножник и в своем храме положил и устроил ему погребальные игры, которые называются Пифиями.

Мифологический текст отображает историческое событие: первоначально па парнасских террасах находилось святилище богини земли Геи (II тыс. до н. э.). Начиная примерно с VI века до н. э. здесь началось строительство нового святилища.

Раз в четыре года (каждый третий год после Олимпийских игр) в святилище Аполлона на Парнасе происходило общегреческое празднество. Пифийский праздник занимал второе место по блеску и значительности после Олимпийских игр. Но если на играх в Олимпии, посвященных Зевсу, уделялось внимание преимущественно спорту, то в программу Дельфийских игр, посвященных Аполлону, входили большей частью состязания в искусствах.

Сначала при Дельфийском святилище происходили только выступления музыкантов. Под аккомпанемент кифары певцы (кифареды) исполняли хвалебные песни в честь Аполлона. В VI веке до н. э. (примерно с 582 года до н. э.) программа была расширена — в нее вошли и другие виды искусств; впоследствии стали проводиться также соревнования атлетов и наездников.

Победители состязаний награждались венками из ветвей лавра. В священную лавровую рощу отправлялась торжественная процессия, и ветви для венков срезал золотым ножом мальчик благородного происхождения, у которого были живы родители. Победители прославлялись на всю Грецию; так, поэтам, удостоенным наград на Пи-фийских агонах, оказывали высокую честь: искусные резчики воспроизводили их стихотворные произведения на мраморных плитах.

Эти великие состязания древности в своих сочинениях упоминали Плутарх (Солон, О музыке), Овидий (Метаморфозы), Пиндар, Геродот, Гигин, Павсаний, Страбон, Диодор. Аристотель и Каллисфен составили список победителей на Пифийских агонах.

Главным сакральным объектом святилища был знаменитый Дельфийский оракул.

Он представлял собой отверстие в земле, откуда струились некие испарения. Над отверстием располагался треножник, и на нем сидела пифия — жрица-прорицательница. Вдыхая испарения, пифия впадала в экстаз и давала ответы на поставленные вопросы. Ее слова, часто представлявшие собой несвязный бред, толковали жрецы. Ответ давался в стихотворной форме.

О качестве ответов дельфийского оракула можно судить по истории, произошедшей с лидийским царем Крезом.

В середине VI века до н. э. возникло военное противостояние между Лидией (Малая Азия) и Персией. Царь Лидии Крез был богат, могуществен и имел шансы выйти из военного противоборства победителем. Прежде чем развязать войну, он решил посоветоваться с оракулом. Для того, чтобы выбрать лучшего оракула, Крез устроил испытание. Он разослал своих представителей к разным оракулам Греции и Африки с тем, чтобы они в определенный день задали предсказателям один и тот же вопрос: что сейчас делает царь Крез. В назначенный день царь, уединившись, разрубил черепаху и ягненка, кинул их в медный котел и накрыл медной крышкой. Из всех оракулов только два (в том числе, дельфийский) угадали это непредсказуемое действие. Крез спросил дельфийского оракула об исходе предполагаемого конфликта и услышал в ответ, что если он пойдет войной на персов, то разрушит великое царство. Сочтя это предзнаменование благоприятным, Крез начал войну и проиграл. Персидский царь Кир по просьбе взятого им в плен Креза, отправил в Дельфы укоризненное послание, указав на ошибочность предсказания. В ответ пришло объяснение, что Крез, услышав предсказание оракула, не уточнил, какое именно царство будет разрушено — лидийское или персидское; объяснялось, что Крез своим поражением искупал вину некоего согрешившего предка в пятом поколении; были выдвинуты и другие доводы того же уровня. Услышав ответ оракула, Крез, по выражению историка, понял, что это его собственная вина, а не вина бога.

В случае с Крезом видно, что ответы Дельфийского оракула в некоторых случаях точны и убедительны, а в некоторых — до такой степени двусмысленны, что Это исключает возможность их адекватного толкования.

Историками неоднократно высказывалось мнение, что Дельфийский оракул (вернее, люди стоящие за ним) был инструментом воздействия на политические и экономические процессы, происходящие в Греции. Это вполне вероятно, тем более что известно: Дельфийские игры, а также дела святилища Аполлона находились в ведении светского органа — совета, состоявшего из представителей ряда греческих общин (преимущественно располагающихся поблизости от Парнаса).

Заслуживает внимания еще один сакральный объект Дельфийского святилища — омфал, или пуп земли. Он представляет собой белый камень высотой около одного метра. Считается, что этот камень является центром мира.

По легенде, когда Рея, желая спасти от своего мужа Кроноса новорожденного Зевса, дала ему вместо младенца Зевса завернутый в пеленки камень, который и был проглочен Кроном. Извергнутый Кроном, он был помещен в Дельфах и стал почитаться как святыня.

Согласно другой легенде, Зевс послал с разных концов земли двух орлов, чтобы определить центр мира, священное место, где из хаоса родился порядок. Орлы встретились в Дельфах, поэтому Зевс отметил это место каменным омфалом, по сторонам которого поместил двух золотых орлов.

Использование камня (или некого другого предмета) как условного центра мира — практика, присутствующая практически у всех народов мира. В той же Древней Греции известны камни-омфа-лы и в других городах.

На настоящий момент Дельфийское святилище представляет собой музей под открытым небом. Сохранился омфал. Раскопаны руины храмов и многочисленных сокровищниц, в которых хранились приношения оракулу за точные предсказания. Каждый приезжающий в святилище Аполлона имеет возможность умыться водой Кастальского источника (по преданию, эта вода омолаживает). Сохранились театр и стадион — места проведения состязаний. У туристов пользуется популярностью древняя надпись при входе на стадион — здесь, помимо прочего, сообщается, что пронос вина на трибуны запрещен.

В отличие от Олимпии, оставившей миру идеалы телесной культуры, миролюбия и справедливости, Дельфийское святилище связано с идеалами творчества. Не зря находящиеся здесь Кастальский ключ и Парнас впоследствии стали символами поэтического вдохновения.