cat-right
Достопримечательности мира     |     Салбыкские ворота

Денисова пещера

Древние легенды говорят о том, что местом возникновения тюрок была некая пещера.

Согласно одному из средневековых книжных преданий, тюрки (тю кю) составляли особое племя гуннов и имели родовое имя Ашина. Однажды на них напали враги и полностью истребили всех, кроме десятилетнего мальчика, которому отрубили руки и ноги, а затем бросили его в болото. Там мальчика нашла волчица, которая стала приносить ему мясо, сблизилась с ним и впоследствии забеременела от него. Враги нашли юношу и убили, но волчица спаслась и укрылась в пещере, в горах севернее Турфана. Там она родила десять сыновей, которые взяли в жены местных девушек. Самый умный и смелый из них стал вождем и увел свой народ на Алтай.

По другой легенде, в горах Кара-таг на границе Китая воды затопили одну из пещер и замыли в ней глиной яму, имевшую вид человека. Через девять месяцев под воздействием солнечных лучей эта глиняная фигура ожила. Так появился в прародительской пещере предок тюрок по имени Ай-Атам. Через сорок лет таким же образом на свет появилась женщина, ставшая женой Ай-Ата-ма. Они родили сорок сыновей; когда же прародитель скончался, его потомки поставили в пещере, где он появился па свет, золотую статую и стали почитать ее. Эта легенда перекликается с китайскими сообщениями, согласно которым во времена расцвета тюркского каганата его правитель и знать ежегодно отправлялись к пещерам предков, чтобы принести жертвы.

Какие обряды проводили в пещерах древние тюрки, неизвестно, однако археологические находки в пещерах Алтая и обычаи алтайских народов способны пролить свет на загадку истории.

Одна из самых известных алтайских пещер — Денисова пещера, расположенная в Солонешском районе Алтайского края, в 6 километрах северо-западнее села Черный Ануй, вниз по реке в сторону села Тополиное.

По местной легенде пещера названа по имени некоего старца Де-нисия, отшельника, который поселился в ней в конце XIX века. Однако найденные в пещере наконечники стрел и человеческие кости говорят о том, что люди появились здесь задолго до старца. Эти наконечники имеют характерную особенность: все они со сломанными остриями. Данный факт указывает на использование пещеры в ритуальных целях — видимо, здесь производилась магическая стрельба в стены пещеры.

Подобная традиция бытовала на Алтае еще в XVIII веке. Чтобы понять, какой она имела смысл, следует вновь обратиться к образу богини Умай, покровительницы рожениц.

Телеуты представляли себе Умай в виде прекрасной женщины с серебряными волосами, спускающейся к людям вниз по радуге, причем важнейшими атрибутами ее были миниатюрный лук и стрелы, значение которых проясняется из описания камлания, которое в старину проводили хакасские шаманы с тем, чтобы излечить женщину от бесплодия.

За душой будущего ребенка шаман отправлялся к некой горе под названием Ымай Тахсыл (хакас. Материнское лоно). Прибыв на место, он долго уговаривал хозяйку горы Ымай идже пропустить его внутрь. Сжалившись, хозяйка горы проводила его в недра Ымай Тахсыл, где на стенах многочисленных ходов висели колыбели с душами детей. Души девочек имели вид коралловых бусинок, а души мальчиков — вид стрел. Выбрав душу и прикрепив ее к бубну, шаман быстро возвращался в юрту, где происходило камлание; он внедрял душу в чашку с молоком и давал выпить это молоко будущей матери.

Однако такое отношение к недрам горы присуще не только традиции хакасов. Один из алтайских терминов для обозначения пещеры звучит как ойдык, ойдок и образован от основы ой— впадина яма, углубление, а также выкопать, вырезать, пронзать, Первая группа значений использовалась для обозначения как природного, так и человеческого низа (лоно, пещера), а вторая — для обозначения соития. Таким образом, стрельба из лука в стены пещеры символизировала половой акт и, видимо, магическим образом стимулировала плодовитость горы-прародительницы, а значит, и способствовала процветанию рода, происходящего из ее недр.

Связанные с пещерой верования алтайских народов проясняют и наличие в Денисовой пещере человеческих останков. На Саяно-Алтае пещера рассматривалась не только как производящее лоно земли, но и как вход в иной мир, в страну мертвых.

В героическом эпосе хакасов горы раскрываются только перед стариками, туда же по окончании своих земных дел уходят великие люди. В расселинах гор хакасы до недавнего времени хоронили послед и мертворожденных детей, в средневековье же, судя по археологическим находкам, пещерные погребения были очень распространены.

На Алтае покойников хоронили в каменных осыпях на склоне горы до XX века. Такие кладбища находились в неглубоких и укромных лугах и имелись у каждого рода-Внешне они почти незаметны, а с° временем полностью сливались с горой.

Иными словами, души умерших возвращались в толщу гор, туда, откуда пришли, чтобы родиться вновь, подобно великим правителям древности.