cat-right
Достопримечательности мира     |     Киевские памятники начала христианства

Дохристианские памятники Киева

В Повести временных лет так описывается основание Киева: И бы-ша три братия: единому имя — Кый, а другому Щек, а третиему Хорив, а сестра их Лыбедь. И сядете Кый на горе, идеже ныне увоз Боричев, а Щек седяше на горе, идеже ныне зоветься Щековица, а Хорив — на третией горе, от него же прозъвася Хоревица . Данное сообщение отображает построение древней территории Киева: гора Кия — центральный старокиевский холм, Щековица и Хоривица — два небольших холма севернее, над Подолом. На территории Киева также протекает река Лыбедь. В науке главенствует мнение, что данный летописный фрагмент указывает на наличие нескольких групп населения, принимавших участие в формировании древнейшего Киева.

Видимо, культовые сооружения располагались на всех трех первоначальных киевских холмах. Однако достоверно языческие капища обнаружены только на Старокиевской горе. В 1908 году здесь были раскопаны два алтаря. Первый алтарь был каменным и представлял собой эллиптическую фигуру (4,2 х 3,5 м) с четырьмя отростками, ориенти-роваЕшыми по сторонам света. Сооружение было сложено из различных по величине камней серого песчаника, иногда имевших сквозные отверстия. Второй алтарь примыкал с северо-запада — это был глиняный столб с прослойками золы и угля; вокруг находились кости и черепа домашних животных. Культовые действия на обоих алтарях производились в V-IX веках. В настоящее время каменный жертвенник стоит перед входом в Музей истории Украины, па том же месте, где и был обнаружен.

Данный алтарь находился в центре древнейшего Киева, вокруг него располагались жилища. Б. А. Рыбаковым было высказано мнение, что именно этот жертвенник упоминается в известной армянской легенде, содержащейся в Истории Тарона Зеноба Глака (кон. VI — нач. VII в. н. э.). В легенде говорится об основании братьями Куаром, Мелтеем и Хореаном города Куары на горе Каркея в стране Полупи. Совпадение многих деталей легенды с летописными данными об основании Киева, а также анализ археологических находок позволили Б. А. Рыбакову утверждать, что летописный Кий — историческая фигура и время его жизни приходится примерно на эпоху византийского императора Юстиниана I (527-565). В армянской легенде говорится, что, основав селение, братья поставили двух идолов: одного по имени Гиса-нея, другого по имени Деметра. Вполне вероятно, что алтари, найденные на Старокиевской горе, и соответствуют этим двум идолам. При этом бог Деметр является божеством мужского пола, аналогичным греческой Деметре, богине земли (в древности и в средние века существовал обычай обозначать языческих богов разных народов через древнегреческие и древнеримские аналоги), возможно, это известный по более поздним славянским источникам бог Род. Какому славянскому богу соответствует Гисаней, не удается определить даже приблизительно.

В 980 году князем Владимиром была проведена языческая реформа — установлены идолы шести божеств — Перуна древяна, а главу его сьребряну, а ус злат, и Хърса, и Дажьбога, и Стрибога, и Семарь-гла, и Макошь. Фундамент этих идолов был раскопан в 1975 году под домом № 3 по Владимирской улице. Известно, что в Киеве также находился идол Волоса, он располагался на Подоле. Видимо, местоположение Белеса, бога, покровительствовавшего торговле, обуславливалось близостью к купеческим пристаням Почайны.

В 988 году Владимир приказал разрушить капища: Перуна сбросить в Днепр, прочие идолы разбить, а Волоса — в Почайну-реку въвре-щи. На смену древним религиям пришло христианство; на Княжьей горе вместо старых капищ была возведена Десятинная церковь.