cat-right
Достопримечательности мира     |     Сваямбхунатх

Долина Катманду

Долина Катманду [Kathmandu Valley] ( Большая долина, Непальская долина, Непал) — религиозный, политический и культурный центр королевства Непал, расположена на высоте 1360 м. Протяженность долины с запада на восток — 30 км, с севера на юг — 25 км. Река Багмати с притоками Вишнумати и Ханумати, текущая с севера на юг, считается священной рекой. Плодородные аллювиальные почвы и обилие осадков способствовали развитию высокопродуктивного мотыжного земледелия. Основная культура — рис. Города долины, и прежде всего Катманду (Канти-пур), столица Непала, располагают большим количеством памятников, имеющих сакральное значение.

По преданию, в древности долина Катманду была дном священного озера Нагхрид (букв. Обиталище Нага). Озеро получило свое название из-за обилия обитавших здесь змеев (нагов) и других чудовищ. Бод-хисатва Манджушри (в индуистской версии — Вишну) своим мечом прорубил горы на юго-западе долины и осушил озеро.

Благодаря относительной изоляции в долине Катманду уже две тысячи лет сохраняется непрерывная историческая и культурная преемственность. Здесь уже несколько столетий сосуществуют и взаимодействуют индуистские, буддийские и тантрические верования. Многочисленные святыни привлекают сюда паломников, проповедников и аскетов. Духовная привлекательность долины отражена в легендах (зафиксированных в письменных памятниках), повествующих о посещении долины различными божествами и аскетами, включая Будду и царя Ашоку. Часто долина Катманду ассоциировалась с мистической страной Шангрила.

На протяжении всей своей истории Непал испытывал культурное воздействие своих соседей — Индии и Тибета, причем индийское влияние преобладало. До начала XX века долина Катманду и Кашмир были единственными гималайскими районами, через которые проходили торговые пути, связывавшие Индию с Тибетом. Этими путями пользовались паломники и проповедники. Долина Катманду сыграла значительную роль в распространении буддизма в Тибете, это нашло отражение в легенде о непальской принцессе Бхрикути, приобщившей к буддизму своего мужа, тибетского царя Сронцангампо.

Язык неваров, коренного населения долины, относится к тибетобирманским языкам, имеет много заимствований из санскрита; это единственный гималайский язык, обладающий развитой литературной традицией — первые литературные памятники на языке невари относятся к XIII веку. Невары отличаются большим трудолюбием и имеют значительные достижения в ремесле, архитектуре, живописи на шелке, резьбе по дереву. В средние века неварские строители, ювелиры и литейщики приглашались для работы в Китай и Тибет.

Для традиционного общества долины Катманду свойственна сакрализация пространства. Население рассматривало всю долину как божественную мандалу (пространственную или социальную общность, находящуюся под божественным покровительством), за пределами которой лежит чужой и враждебный мир. Формированию таких представлений способствовал резкий природный и культурный контраст между долиной Катманду и окружающими ее горными районами. Буддисты именовали данную местность Не-пал-маидала, и эта мандала, по их мнению, имела форму круга, в центре которой находится ступа Сваямб-хунатх. Население городов-полисов и сельских общин рассматривало свои поселения в качестве мандал более низкого порядка. Ритуальное и социальное единство городских и сельских общин поддерживалось путем проведения различных праздников, ритуалов и, прежде всего, шествий (джатр). Наряду с кругом-маи-далой, традиционные представления непальцев о пространстве связаны с квадратом и четырьмя (восьмью) сторонами света. Как правило, пункты сакральной географии в долине Катманду привязаны к этим константам: долина связана с внешним миром через четыре основных перевала, на которых находятся храмы индусских божеств; по границам долины расположены восемь святилищ богинь-охранительниц группы Аштаматрика (восемь матерей) и связанных с ними Бхайравов (эманации Шивы).

До 1768 года в долине существовало три княжества со столицами в Катманду, Патане и Бхадгаоне. В каждом из них имеются сакральные места, их планировка изначально имела сакральное значениеВ Патане на границе города по сторонам света находятся четыре ступы, символизирующие, соответственно, четыре стороны света и четыре эпохи, в центре города находится пятая, главная ступа — Ашокасту-па. Патан окружают восемь святилищ богинь-матерей . В Бхадгао-не также имеется восемь мест поклонения богиням. Здесь роль сакрального центра играл Свангу Ло-хан (букв. Языки Бхайрава ) — камень, расколотый на три части. Традиционно города долины Катманду делились на кварталы, число которых кратно четырем. Во время праздников шествия, организованные территориальными и родовыми общинами, проходили по всем почитаемым местам.

Долина Катманду сохраняла свое религиозное и культурное единство, несмотря па то, что на протяжении всей истории, с V по XVIII век, здесь существовала политическая раздробленность. В 1768-1769 годах долина была завоевана войсками княжества Горкха, расположенного к запалу. Катманду стал столицей нового большого государства, принявшего на себя древнее название долины — Непал. Свойственный долине Катманду религиозный синкретизм повлиял на формирование религиозной культуры и религиозной политики страны. Непалу не свойственны конфликты на религиозной, кастовой или этнической основе.