cat-right
Достопримечательности мира     |     Собор Святого Штефана

Дорнах: гетеанум

Недалеко от швейцарского городка Дорнах [Dornach] под Базелем расположено несколько необычное в архитектурном смысле здание, немного похожее на восточный мавзолей. Это Гетеанум — дом, в котором находится центр Антропософского общества, созданного в начале XX века Рудольфом Штайнером. Еще в раннем возрасте Р. Штай-нер переживал мистические состояния духа, проявлявшиеся у него то как чувство внутреннего единения со всем сущим на земле, то как внезапные наплывы ясновидения. В восемнадцать лет он открыл для себя творчество Гёте. Р. Штайнер опубликовал две книги о нем и стал хранителем научного наследия великого немецкого поэта. Первоначально категорически отвергая теософию и считая ее духовной профанацией, впоследствии, все острее чувствуя трагический разрыв между духом и плотью, он решил прибегнуть к методам, самим же им отвергнутым ранее — к оккультной практике и пути теософского ученичества. В 1902 году Р. Штайнер стал лидером немецких теософов, постоянно выступая с лекциями перед аудиторией. Однако внутренний конфликт, зревший в душе Р. Штайнера, все же выплеснулся наружу в 1913 году на очередном заседании Теософского общества, возглавляемого в то время Безант и Олкоттом. Рудольф Штайнер, до конца своей жизни считавший себя христианином, не смог смириться с решением штаб-квартиры Теософского общества в Адьяре объявить индийского юношу Криш-намурти Мессией, который должен был заменить в сознании большинства верующих Христа. Рудольф Штайнер вышел из Теософского общества и создал Антропософское общество, став его главным теоретиком и практиком. С тех пор он считался одной из центральных фигур в истории новоевропейского мистицизма.

Антропософия (с греч. человеческая мудрость, мудрость о человеке) в отличие от теософии (богомудрия), смещает центры внимания от божественного к человеческому, от макрокосма, космического универсума, к микрокосму, человеку и его индивидуальности. От большинства других аналогичных систем антропософия отличается намного меньшей степенью авторитарной зависимости, меньше связана с бизнесом и коммерцией и в большей степени, чем какие-либо иные системы, привержена к традициям христианского Гнозиса. В начале XX века учение Штайнера оказало огромное влияние на многих деятелей культуры европейской цивилизации, в том числе и русской. Так, методы антропософии были взяты и практически развиты в театральной системе Михаила Чехова, ученика К. Станиславского, в произведениях и философии Андрея Белого, Максимилиана Волошина и других деятелей русской культуры начала XX века. Сегодня антропософия продолжает играть достаточно важную роль в духовной жизни Европы прежде всего как практическая система, направленная на пробуждение и реализацию в человеке, начиная с самого раннего возраста высшей, духовной энергетики, сохраняя при этом его внутреннюю индивидуальную целостность и связь с европейской культурой.

В Дорнахе Штайнеру был подарен участок земли, па котором в 1913 году началось строительство антропософского культового центра, названного в честь кумира Штай-нера, великого немецкого поэта Гёте. Над сооружением этого здания трудились представители девятнадцати европейских наций, причем многие из работающих раньше были мало знакомы с физическим трудом. Таким образом, строительство Гётеанума было задумано как современный вариант поиска Святого Грааля, то есть строители здания совмещали физический труд с восхождением к духовному абсолюту, символический прообраз которого был запечатлен в архитектуре и внутренней структуре здания. В Гётеануме проходили коллективные медитации, ставились музыкальные драмы-мистерии, читались лекции. Однако в 1923 году в результате поджога деревянное здание сгорело. Существует версия, что поджог был результатом оккультной борьбы двух магов — Штайнсра и Гитлера. Однако, скорее всего, поджог был организован местным католическим пастором, близким к кругам иезуитов. Р. Штайнер всего лишь на два года пережил свое детище и в 1925 году скончался. Однако его соратники и единомышленники нашли в себе силы и отстроили здание Гстеанума уже в железобетоне.

Благодаря импульсу, данному Рудольфом Штайнером, его последователи смогли развить в послевоенной Европе многообразную и плодотворную деятельность не только в духовной сфере, но и в практической. Так, в сельском хозяйстве действует агрономическая система, основанная на компостных удобрениях почвы; в педагогике существует целая система Штайнера для адаптации здоровых детей и детей с различными проблемами,основанная на развитии психики ребенка, его воображении (Вальдорфская школа); в медицинской практике активизировалось использование гомеопатических средств