cat-right
Достопримечательности мира     |     Гора Тайшань

Фэншуй

Фэншуй — традиционное китайское учение о принципах и методах организации жизненной среды человека, основанное на идеях китайской космогонии, космологии(натурфилософии) и нумерологии (сян шу чжи сюэ — учения о символах и числах ). Являясь, по сути, религиозно-экологической наукой, фэншуй рассматривает взаимоотношения Неба (Времени), Земли (Пространства) и Человека, опираясь на Законы Природы (ли) и три вида исследований: пропорций Природы (шу), дыхания Природы (ци) и форм Природы (ин). Оценка состояния жизненной среды производится с использованием пяти основных тест-моделей: инь-ян — тьма и свет, у син — пять движений [стихий], ба гуа — восемь триграмм , Хэ ту — план [из Желтой] реки и Ло шу — план [из реки] Ло. Их происхождение лежит в глубокой древности, у самого основания китайской цивилизации, а способы применения менялись по мере развития и контаминации философской мысли школ: иньян-цзя (натурфилософов), дао-цзя (даосов) и жу-цзя (конфуцианцев).

Появлению фэншуй предшествовало космологическое учение кань-юй (время и место), оформившиеся во времена династии Хань (206 до н.э.-221 н.э.). Древние натурфилософы каньюйши или фанши занимались исследованиями в областях астрономии, географии, манти-ки и медицины. Термин фэншуй впервые был приведен китайским натурфилософом Го Пу (276-324) в трактате Цзаишу (Книга Похорон), для обозначения способов управления ци — жизненной силой: ...ци передвигается, оседлав ветер, и рассеивается, но сохраняется при встрече с водой. Древние собрали его, чтобы предотвратить рассеивание, направляли его, чтобы обеспечить сохранение. Таким образом, это стали называть фэншуй . В качестве названия учения, термин фэншуй применен в 888 году Ян Юньсуном, конфуцианцем, основателем Синфа (Xingfa) — Школы Формы. Мастеру необходимо было несколькими словами пояснить танскому императору Си-цзуну суть своих занятий, что он и сделал, опираясь на теорию, изложенную в далеком прошлом Го Пу.

Слова фэн — ветер и шуй — вода понимаются и буквально, и иносказательно. Как указывалось выше, с философской точки зрения фэншуй — это формула управления ци: направляй (предотвращай рассеивание) и собирай (обеспечивай сохранение). В то же время под силами фэншуй понимают проявления благотворной жизненой силы ян ци или вредоносной инь ци. Эти понятия важны как для фэншуй ян-ского предела, то есть для жилых и производственных помещений, та:< и для фэншуй иньского предела, или погребального фэншуй, для могил.

В обиходной речи люди часто говорят фэншуй нашей деревни или наш фэншуй , то есть наши ветер и вода , что по смыслу соответствует выражениям наша среда обитания или наша жизненная среда. В этом высказывании обобщаются различные сведения о месте, в котором располагается деревня: климате, ландшафте, экспозиции, защищенности и других особенностях (например, формах рельефа, напоминающих животных). Выражение внешний фэншуй можно охарактеризовать как среда, окружающая жилье; тогда как внутренний фэншуй — это среда внутри самого жилья. Определение хороший фэншуй, относимое к какой-либо местности, подразумевает в ней наличие жизненно важных ресурсов, обеспечивающих населению безбедное существование, безопасность, счастливую жизнь и многочисленное потомство. Плохой фэншуй, соответственно, свидетельствует о скудности, пустынности, безводности и нередко патогенности местности, жизнь в которой ведет к утратам и бедствиям.

Являясь продуктом китайской натурфилософии и нумерологии, фэншуй связан с такими проявлениями традиционного мировоззрения как география, мантика, хронология, астрология, медицина и религия. Важной особенностью старой китайской культуры являлось то, что научные и философские мысли формировались в религиозной среде, пронизанной представлениями об одушевленности природы. Благополучие людей в селениях традиционно обеспечивали три божества (духа-хранителя) локального фэи-шуй: земля (местность), камни и деревья. Почитание этих ландшафтных объектов относится к древним народным культам (шэнь цзяо). В каждом селении раньше приносили подношения на алтарь Туди — Божеству Земли, на которой стоит селение, рядом с ним росли старые, огромные неприкосновенные деревья, принадлежащие божеству. Иногда старое дерево (фэншуй му) почитали как самого Бога Земли или хранителя селения. С той же целью поклонялись камням (фэншуй ши), точнее выделяющимся огромным валунам или скалам, странным и поразительным по внешнему виду.

Оценка качества ландшафтов, выбор и планировка мест обитания, включая города, деревни, отдельные жилища и места захоронения, были сферой фэншуй дили — геоманти-ческой географии. Местность, на которой обнаруживались проявления божеств четырех сторон света: Цин-луна — Зеленого Дракона, Чжу-цяо — Красной Птицы, Бай-ху — Белого Тигра и Сюань у — Темного Воина , высоко ценилась и характеризовалась как фэншуй баоди — драгоценная земля. Согласно фэншуй дили Земля (ди) представлялась гигантским одушевленным существом, обладающим плотью, кровью, энергетическими каналами (димай) и активными точками (сюэ). Горные цепи и гряды холмов носили название ханлун — вереницы драконов, а межгорные обводненные долины и лощины называли лунмай — жилы дракона, по которым из глубин земли к поверхности перемещается животворная ци (чэн шэнци). Храмы, алтари Бога Земли и погребения императоров располагались в местах пересечения ян-ских и иньских каналов ци, там, где образовывался энергетический узел, имевший характерные признаки в виде форм ландшафта. Также по внешним проявлениям отыскивали места (чжай), благоприятные для жилищ и захоронений.

Для определения качеств ландшафтов применялся метод фэкшуй сяндичжишу — сопоставление земель, направленный на распознавание сущности целого путем сопоставления составляющих его частей. Основу метола составляло бу — гадание—распознавание, состоящее из двух частей: поиска места под строительство или захоронение с благоприятными характеристиками и подтверждение пригодности этого места при помощи гадания на черепашьих панцирях и (или) стеблях тысячелистника. По всей вероятности, именно от этих приемов возникло европейское определение фэншуй как китайской геомантии.

Действительно, фэншуй тесно связан с астрологией и календарными системами. Предсказательные практики (применяемые в фэншуй), основанные на астрономических наблюдениях, позволяют рассматривать циклические процессы взаимодействия Времени (Неба) и Пространства (Земли) и прогнозировать их течение (перемены)в будущем. Как мантическое искусство фэншуй ориентирован на предсказание судеб людей в зависимости от форм окружающего их дома ландшафта, а также на предсказание об изменчивости ци того или иного участка жилья во времени и влиянии, оказываемом им при этом на людей. Сведения об двух этих мантических практиках наиболее часто встречаются в литературных источниках.

Прорицание по датам календаря и движению планет, применяемое для жилищ, вероятно, развивалось параллельно с гаданием бу, поскольку последнее предназначалось только для сопоставления земель, то есть для выявления благоприятных признаков местности. Разработка геомантического компаса — ло-пань, позволила систематизировать многочисленные циклические параметры Времени и Пространства и вывела прорицательную практику на принципиально новый уровень исследования состояния и прогноза характера изменчивости ци жилищ и их помещений. В результате оформились методы Школы Компаса: Таинственная пустота Летящих Звезд (Xuan Kong Fei Xing), Освещение Восьми Залов (Bazhai Ming Jing) и др. В древности и в средние века некоторые китайские мыслители-материалисты определяли фэншуй как суеверие, внутри — наука, а снаружи — облачение из суеверий или как соединение науки с суеверием и искусством . В одном из трактатов I века до н. э. говорилось, что именно математические пропорции определяют успех или неуспех дома, а не духи и призраки. Даосы, а также последователи народной религии (шэнь цзяо) никогда не разделяли такого мнения. Практика фэншуй в старом Китае была неотделима от экзорцизма. Изгнание вредоносных духов из жилищ при помощи амулетов (фу) и ритуалов (би фа) являлось важным занятием даосских монахов. Кроме того, в каждом доме обязательно расставлялись и развешивались благожелательные символы и обереги (фигурки, картинки, иероглифы, особые предметы), обеспечивающие удачу и защиту хозяевам. Считалось, что в доме и дворе постоянно присутствуют двенадцать духов. Наиболее значимым из них делали подношенияНо, несмотря на очевидные факты, некоторые современные авторы утверждают, что фэншуй отличается от гадания и астрологии, не стремится предсказывать события, не имеет отношения к религиозным верованиям, а также не является магией. Действительно, фэншуй не религия, он является технологией, практической частью китайской натурфилософии. Но она-то, собственно и есть производное от религиозного мировоззрения. Поэтому старый фэншуй неотделим от религий, бытовавших в Китае: древнего шаманства, даосизма, конфуцианства, буддизма, христианства и народных верований. Каждое из названных направлений внесло свою лепту в учение. Современные методы защиты и очищения жилых помещений от негативных влияний, хоть и открещиваются от религии, включают разнообразные элементы бытовой магии и даосского экзорцизма.

После провозглашения Китайской Народной Республики (1949 г.), фэншуй был объявлен предрассудком и пережитком прошлого (феодальным суеверием), хотя крупные партийные лидеры скрытно проявляли интерес к учению. Но, несмотря на гонения, фэншуй выжил. Он сохранился в сельской общине и переместился как часть культурного багажа в другие страны, на Тайвань, в Гонконг, Японию, США и Канаду. Постепенно фэншуй стал популярным на рынках недвижимости, в архитектуре, в проектах застроек. Наряду с этим, в странах с европейской культурой фэншуй практически расстался со своими историческими корнями и превратился в одно из модных экзотических увлечений