cat-right
Достопримечательности мира     |     Площадь Святого Марка

Флоренция медичи

Флоренция [Florence — букв. Цветущая] была основана в 59 году до н. э. по указу Юлия Цезаря. Однако подлинный расцвет этого города наступил в эпоху Возрождения, когда к власти в городе-республике пришла семья Медичи.

На примере Флоренции можно рассмотреть, как конкретная личность или группа людей может оказывать влияние на построение сакрального пространства, как личный жизненный путь выдающегося человека или исторические события, связанные с группой людей, могут отображаться, словно в зеркале, в объектах, связанных с сакральным (в данном случае, в объектах, связанных, прежде всего, с государственной властью республики).

Бывшие врачи, разбогатевшие на торговле и ставшие банкирами, Медичи достигли власти над республикой, причем внешне вполне демократично. При этом они получили герцогский титул, а затем породнились с австрийским и французским дворами. Из рода Медичи вышли два римских папы — Лев X и Климент VII. При своем богатстве Медичи стали расточительными меценатами: Флоренцию XVI века называют столицей художественных школ; она превратилась в центр европейской культуры — здесь творили Донателло, Микеланджело, Леонардо да Винчи, Боттичелли, Рафаэль, Данте, Петрарка, Боккаччо, Макиавелли, Галилей, Челлини, Ва-зари, Брунеллески.

При правлении Медичи на площади Синьории Микеланджело возвел четырехметровую скульптуру Давид (1504, в 1873 году оригинал был заменен копией). Это произведение искусства стало своеобразным символом семейства Медичи, по крайней мере, именно оно пало жертвой в годы, когда Медичи утратили свое влияние — Давид был заменен статуей Донателло Юдифь с головой Олоферна . Подобно тому, как род Медичи то терпел поражение, то вновь приходил к власти, так и Юдифь то красовалась на площади Синьории (обезглавленный Олоферн символизировал ниспровержение власти Медичи), то уступала место Давиду Микеланджело, поставленному при Медичи, то вновь (уже в XX веке) возвращалась на свое первоначальное место.

После одного из изгнаний Медичи из Флоренции был сооружен Салон Пятисот, предназначенный для заседаний Большого Народного Совета. Однако довольно скоро герцог Козимо I Медичи с триумфом вернулся во Флоренцию. Соответственно, на стенах и потолках Салона появились аллегорические картины Вазари, указывающие на это возвращение. В контексте политического дискурса рассматривают и многие другие произведения искусства, связанные с государственной сакраль-ностью, в частности, работу Мике-ланджело Гений, попирающий грубую силу — эта скульптура украшает здание того же Салона Пятисот.

Флоренция Медичи — это город парадоксов. Одна из столиц европейской культуры — и место возникновения первых банков (да и политики в современном смысле слова). Бок о бок с наивысшими проявлениями гения гуманизма здесь процветали интриги, убийства, подкупы. Рядом с вечными памятниками искусства — мраморная доска на площади отмечает место сожжения Савонаролы. Город, гордившийся своими республиканскими традициями, в итоге подчинился семейству, захватившему едино личную власть.

Идею сочетания противоположностей в судьбе рода Медичи Мике-ланджело выразил в оформлении гробниц Джулиано Медичи, герцога Немурского, и Лоренцо, герцога Ур. бинского. Великий скульптор украсил саркофаг первого обнаженными скульптурами День и Ночь второго— Утро и Вечер. Трудно более ярко подчеркнуть сочетание несочетаемых черт в характере этой семьи.

Одним из сакральных символов Флоренции является собор Санта Мария-дель-Фьори (букв. Собор Святой Девы Марии с цветком лилии в руках). Строительство этого храма велось под девизом: Воздвигнуть церковь такой большой и великолепной, что нельзя было бы потребовать человеческих сил и рвения ни для большей по размерам, ни для более прекрасной постройки. Строительство собора началось в 1296 году, работами руководил Ар-нольфо ди Камбио (до самой своей смерти). И лишь в 1418 году строительство было возобновлено — уже по эскизам Брунеллески, создавшего тот абрис купола, который мы видим и по сей день.