cat-right
Достопримечательности мира     |     Гора Конгпо Бёнри

Гора Кайлаш

Признаваемая центром мира как буддистами, так и индуистами, гора Кайлаш [Kailas] веками привлекала толпы тибетских, непальских и индийских паломников. Индуисты считают Кайлаш (6714 м) подобием горы Меру и местом обитания Шивы. Среди тибетцев, принадлежащих к секте Кагью, Кайлаш известна как Драгоценная Гора и почитается как место обитания Демчок — гневной эманации Будды Шакьямуни, а также как прибежище аскета и мистика XI века Миларепы. Приверженцы старой тибетской религии Бон (произносится Бён)считают Кайлаш подобием Юндрунг Гутсег — горы, что высится в центре легендарной земли Олмо Лунгринг (букв. Элам Длинная Долина), бонской ШамбалыСогласно легендам, именно отсюда, из земли Олмо Лунгринг, на Тибет проникло учение традиции Бон, процветавшее в Тибете задолго до прихода буддизма. Здесь жил изначальный Будда и первый учитель Бона Тонпа Шеираб — совершеннейший жрец и принц королевского рода Дму. Священные тексты датируют его жизнь XVI тысячелетием до н. э.

Учеными ведется немало споров о связи мифологической Олмо Лунгринг с историческим царством Шанг-Шунг. Царство Шанг-Шунг лежало в области нынешнего Западного Тибета, а столица его находилась как раз возле горы Кайлаш. Оно было независимым до VII века, когда тибетский правитель убил последнего шанг-шунгского царя Лиг-мирью и присоединил его земли к Тибету. Но, видимо, еще задолго до этого через Шанг-Шуиг на Тибет проникали древние учения, и под их влиянием складывалась традиция Бон, важнейшие тексты которой написаны именно на языке Шанг-Шунга. Столица царства носила имя Кхьюнглунг Нгулкхар (букв. Серебряный дворец долины Гаруды); руины этого дворца можно и сейчас увидеть в верхней долине реки Сут-леж к юго-западу от горы.

Существуют указания на привязку области Олмо Лунгринг к тем или иным географическим территориям; однако, в то же время, Олмо Лунгринг никогда не считалась реальным географическим местом, а представляла собой сокрытую землю, или тайную долину, куда имеют доступ только просветленные люди. Чтобы выйти оттуда, Тонпа Шенраб пустил сквозь горы стрелу, которая образовала минный проход, по сей день открытый немногим достойным. По преданию, если войны или иные несчастья будут грозить выживанию человечества, тайная долина станет местом спасения истинно верующих. Пророчество гласит, что когда религиозные ценности угаснут в мире, из Олмо Лунгринг придет учитель мудрости, который возродит духовное учение традиции Бон. Когда настанет конец света (вернее, конец очередного космогонического цикла), мир будет разрушен и поглощен огнем — Олмо Лунгринг проявится на земном плане, поднимется в небо и там сольется со своим небесным прототипом Сипа Йесанг. Подобные представления о скрытых городах существуют во многих традициях (например, русское сказание о граде Китеже). Мифическая Олмо Лунгринг символизирует собой географический, физический и духовный центр нашего мира; в середине ее высится священная девятиступенчатая гора свастики, или Юндрунг Гутсег — хрустальный монолит в форме пирамиды. Этот божественный прототип горы Кайлаш имеет девять ступеней (или уровней), означающих Девять Путей Бон, на которые подразделяются учения, ведущие к освобождению и просветлению. От поверхности земли вверх поднимаются девять ступеней, или уровней небес, населяемых небесными богами, а вниз идут девять следующих друг за другом преисподних, населенных нагами и другими хтони-ческими существами. Гора является осью мира, связывающей воедино три уровня существования: небеса, землю и преисподнюю. По этой оси адепт может свободно перемещаться, поднимаясь вверх или опускаясь вниз к другим мирам и измерениям. Свастика (юнглрунг) в символизме Бонпо соответствует ваджре или алмазу (rdo-rje,букв, король камней) в системе индийского буддизма. Все эти символы обозначают вечность, нерушимость и чистоту. Как имя прилагательное или как наречие юнгдрунг означает извечное, непреходящее, беспрерывное — то есть в качестве оси мира, эта священная срединная гора является нерушимой и нетленной.

Что касается индуистских представлений, гора Меру описывается как имеющая четыре склона, состоящие из драгоценных камней; у подножия горы начинаются четыре великие реки. Гора Кайлаш в самом деле имеет форму пирамиды с четырьмя склонами, расположенными по сторонам света, причем южный склон прочерчен горизонтальной линией так, что на нем видится свастика. В окрестности горы Кайлаш берут начало четыре важнейшие реки региона: Ганг, Инд, Сут-леж и Брахмапутра.

Обход Кайлаша считается самым важным тибетским паломничеством. К сожалению, из-за гористости, труднодоступности региона и препятствий, чинимых китайскими властями, немногие из европейских туристов видели Кайлаш своими глазами, не говоря уже о том, чтобы совершить вокруг него традиционное паломничество обхода.

Кхора, или круговой обход с чтением мантр, иногда повторяемый многократно, представляет собой древний буддийский ритуал почитания святыни. Кхору делают возле монастырей, ступ, деревьев, гор и озер, причем буддисты традиционно совершают обход по часовой стрелке, а бонцы — против. Протяженность кхоры вокруг горы Кайлаш составляет 53 км, и большинство паломников выполняют ее за три дня (тибетцам же это удается за один день, причем некоторые совершают последовательно по 3, 13 иди даже 108 обходов!). Считается, что даже один обход горы Кайлаш стирает грехи настоящей жизни, а томукто совершит кхору 108 раз, будет даровано просветление.

Кхора начинается в деревне Дар-чен на высоте 4600 м и продолжается до высоты 5600 м. Погода в этих местах переменчива, даже летом бывает снег. Здесь нельзя ночевать на открытом воздухе, поэтому необходимо иметь при себе палатку, спальный мешок, запас еды и котелок. Если для пешеходной кхоры у паломника слишком много поклажи, в гостинице Дарчена можно нанять проводника с яком.

На маршруте паломничества встречаются: монастыри с огромным количеством реликвий (среди которых самовозникшие образы и статуи); места для молитв; тексты и мантры, высеченные или самовозникшие на скалах; пещеры древних святых с отпечатками их стоп и ладоней; старинные кладбища со стойким запахом небесных похорон (нарубленные куски трупа оставляются птицам и зверям); груды подношений из костей, волос, одежды, обуви. Здесь встречаются молитвенные флаги и целые пирамиды камней, оставленных поколениями предыдущих паломников. С прохождением кхоры связано множество обычаев и ритуалов, например, выкуп — когда обреченное на смерть животное (овцу или яка) паломник выкупает у хозяев и берет с собой в горы (чтобы потом заботиться о нем до его естественной кончины). Апогеем кхоры является ритуальная смерть и перерождение паломника па перевале Дролма Ла на высоте 5636 м. Дролма — так зовут Богиню Сострадания, благодаря которой паломник очищается от грехов. У перевала находится льдистое озеро Йокмо Тцо, одно из самых высокогорных в мире. Воды его священны, и хотя индуисты погружаются в него всем телом, тибетцы считают это святотатством и омывают только голову.

Дорога кхоры проходит возле красивейших скал, деревьев, хрустальных ручьев и площадок с фантастическими видами. В 30 км к югу от деревни Дарчен на высоте 4560 м лежит красивейшее озеро Манасаро-вар, воды которого считаются священными.

Добраться до Кайлаша непросто. Из Лхасы в западный Тибет есть два пути — северный (1760 км) и южный (1190 км). Третий способ туда добраться — из Кашгара в Непале, по он сложнее. Сообщения общественным транспортом не существует, поэтому надо либо нанимать грузовик или джип, либо ловить попутку. Для путешествующих автостопом больше подойдет оживленный северный путь, хотя дорога здесь хуже. Деревня Дарчен — ближайший к горе Кайлаш населенный пункт, но сначала надо держать путь в город Али. От этого окружного центра до Дарчена — 331 км плохой дороги.