cat-right
Достопримечательности мира     |     Шамбала

Гора Конгпо Бёнри

Согласно известному таптрийскому делению, путь паломничества может быть внешним, внутренним или тайным. Внутренний путь паломничества являет собой последовательность центров для медитации внутри собственного тела, тайный соответствует 24 символическим сферам манда-лы. Если говорить о внешнем пути, то его составляют 24 сакральных географических места, соотносимых буддистами с 24 частями духовного тела Будды,— отсюда происходит деление Индии па 24 сакральные области. С распространением буддизма Тибет произвел аналогичное деление, поместив в каждую из своих областей некий вывезенный из Индии объект или реликвию.

Удостаиваются почитания пещеры, места подвигов и уединения святых, а также объекты трех видов: символизирующие священное тело — образы Будды и иных божеств, священную речь — книги, надписи на камнях, и священную мысль — ступы (тиб. чортены), иногда хранящие останки святых.

Что касается географических мест паломничества, то святость конкретного места определялась изначально не столько реликвиями и святилищами, сколько особенностями ландшафта и рельефа, а также физическими и метафизическими характеристиками (согласно системе фэншуй). Невыразимые силы, действующие в таких природных объектах, как горы, озера, реки, пещеры, оказывают на сознание паломника тонкий эффект. По распространенному поверью, в почитаемых природных объектах обитают местные божества, которых располагают к себе приношениями. В особенности на Тибете почитаются горы — ведь семеро древнетибетских царей, решив снизойти в дольний мир, сначала опустились на горы. Для сообществ, которые почитают этих царей в качестве первопредков, гора является хранилищем да (души) сообщества. Озера также могут быть вместилищем ла, только женского рода. Например, считается, что душа всего Тибета находится в озере Лхамо Латсо, которое связано с богиней Палден Лхамо, защитницей Тибета.

До VIII века, когда в Тибете распространился буддизм, здесь широко практиковалась древняя религиозная традиция Бон, которая в настоящее время снова переживает подъем. Для тибетцев, практикующих Бон, главными объектами паломничества являются две священные вершины: гора Кайлаш в Западном Тибете и гора Бёнри (или Шенри), расположенная в долине Конто в Юго-Восточ-ном Тибете [Kongpo Bonri], примерно в 400 км к востоку от Лхасы (ближайший населенный пункт — Нингчи). Но если Кайлаш считается проигранным секте Кагью (так как Миларепа одержал верх в магическом состязании с местным бонцем), то Бёнри было оставлено Падма-самбхавой (мифологическим проповедником и распространителем буддизма) бонцам в качестве убежища для их древней религии. Буддисты даже священный обход (кхору — с. 474-475) совершают здесь против часовой стрелки из уважения к местной традиции Бон.

В древнем тексте Зермиг говорится, что гора Бёнри стоит на пересечении трех долин и трех гор. Помимо этого, Бёнри имеет три пика — собственно Конгпо Бёнри, Мури на западе и Лхари Гьянгто к юго-востоку. Миф гласит, что первый царь Тибета Ньятри Цеипо опустился на вершину Лари Гьянгто. К северо-востоку от Бёнри располагается знаменитое озеро Дангра, у которого находится важная святыня — древняя резиденция и дворец шанг-шупгско-го царя Лимур Гьялпо, а также величественный горный массив Тарго (6450 м), состоящий из 16 вершин.

Древний паломнический маршрут вокруг горы Бёнри, исполняемый против часовой стрелки, был переоткрыт и уточнен в начале XIV века отшельником по имени Ку-чок Рипа Друксе. Каждый год (в особенности поздней осенью) сюда стекаются паломники со всего Тибета. Кроме того, гору почитает священной все местное население, независимо от своей веры. В окрестных деревнях еще сохранился обычай предлагать бесплатный кров и пищу паломникам.

По соседству с горой находится один из двух главных монастырей религии Бон — Менри.

Для бонцев Конгпо Бёнри имеет особое значение. Здесь Тонна Шен-раб (который является изначальным Буддой в традиции Бон, наподобие Шакьямуни в буддизме), победил и затем обратил своего могучего противника демона Кьяпу Лагринга, похитившего его семерых коней. Кья-на Лагринг был местным божеством Конгпо, и украденных копей он спрятал здесь. Когда в погоне за ним Тон-па Шенраб прибыл в Тибет, то хотел использовать возможность передать свое учение местным жителям, но увидел, что они к этому еще не готовы. Тогда он оставил предсказание о будущем расцвете Бон, когда ученики Тонпы распространят его учение в Шанг-Шунге и Тибете.

Кхора вокруг Бёнри тесно связана с символизмом борьбы святого с демоном. Считается, что сама гора в качестве ответного удара была создана Тонпой в тот момент, когда Кьяпа стоял на вершине черной скалы, вознамерившись не пустить Топ-пу в свой край. По легенде, чем ожесточеннее была борьба, чем более гневные облики принимал Тонпа, тем меньший успех он имел. В итоге святой решил уйти в затвор. Тогда демон, пораженный мудростью и состраданием Тонпы, сдался и вернул его коней в местечке Дрена, а впоследствии стал его учеником.

Также Тонпа обратил в веру Бон местную демоницу Конгцен Лхамо, которая стала охранительницей учения в Бёнри. В качестве признательности она подарила Тонпе великолепное можжевеловое дерево, чьи бирюзовые иголки символизируют вечную жизнь, и Тонна освятил его. Известное как Кушук Демдруг (или Бёнри Кушук), до сего дня оно считается одной из главных местных святынь. Можжевельнику более двух с половиной тысяч лет (местное население считает его Изначальным Деревом, старым как вся вселенная), и он находится недалеко от Нингчи. Тринадцать обходов Кушука приравниваются к одной кхоре возле Бёнри.

В окрестностях находятся и другие священные деревья: сандаловое дерево, но преданию, привезенное из Индии и посаженное Палмасамб-хавой, а также Сембоп Дунгшинг (букв. Серебряная пихта Осознания Шенраба ), которое освятил Ку-чок Рина. Пихта считается вечной, по изменению ее состояния и цвета гадают о благосостоянии Тибета. К этому уникальному дереву многие века паломники приносят останки и вещи умерших детей, чтобы дерево очистило грехи их прошлых жизней, поэтому все дерево повязано лентами, тряпками, волосами, ствол усыпан зубами, а толстые ветви держат порядка тридцати гробиков и огромное количество свертков.

Климат в окрестностях Бёнри мягче, чем в остальном Тибете, здесь вызревают яблоки и персики. Основание горы находится на высоте 2995 м, и регион славится пышной растительностью: рододендронами и альпийскими лугами, полными цветов. Так, в мае-июне здесь можно встретить большие небесно-голубые маки. Паломничество вокруг горы, занимающее семь дней,— один из самых приятных маршрутов в Тибете, его можно совершать круглый год. Сильных холодов здесь не бывает, хотя летом, в июле-августе, можно ожидать дождей