cat-right
Достопримечательности мира     |     Санчи

Гора арунахала

В религиозных традициях Индии — индуизме, джайнизме и сикхизме существует движение духовных практиков, так называемых аскетов. Аскеты отказываются от общественных и семейных обязанностей и от любого имущества, от мирских желаний, комфорта повседневной жизни и различных привязанностей. Они выбирают путь бездомного странника, просящего подаяние, умерщвляют плоть, практикуют йогу и медитацию, не вступают в половые связи. Все это делается для достижения иных состояний сознания и постижения Господа во всех его проявлениях и, как конечный результат, перерождения в более прекрасных мирах или же освобождения от каких-либо дальнейших перерождений вообще. Духовные практики, которые должен постоянно практиковать аскет, называются садханы, а человек, их практикующий — садху или святой. Аскетическая традиция существует в Индии на протяжении трех тысяч лет. Самые ранние описания аске тических практик встречаются в ведах и пуранических текстах — сам-хитах, брахманах, упанишадах а также в дхарма-шастрах и дхарма-сутрах. В Махабхарате и Рамаяне также можно встретить многочисленные жизнеописания различных садху. Первые аскеты не жили в каком-либо определенном месте, они странствовали по всей Индии кто в одиночку, а кто и группами. Позднее, уже в нашу эпоху, появились аскетические секты, ордена, объединения. В 1891 году согласно переписи населения, в Индии было зарегистрировано 2,71 млн. аскетов (это более 1% всего зарегистрированного населения того времени). В дальнейшем это число уменьшалось и в 1933 году составило 0,7% от 325 миллионов населения.

Практически все садху проходят ритуал посвящения и являются членами той или иной секты, что легко можно определить по одежде, которую они носят, и символическим знакам на лбу и теле. Вместе с тем существует и небольшая группа независимых, свободных аскетов. Это, в основном, продвинутые йоги, обладающие сверхъестественными способностями. Для большинства садху истинное знание проявляется не в эрудиции, а в мистическом познании Бога через трансформацию ума и тела, что достигается аскетическими практиками. Чаще всего главными отличительными признаками аскетов служили обнаженное тело, покрытое пеплом, а также длинные свалявшиеся волосы и борола. В настоящее время, правда, увидеть обнаженных садху довольно трудно, они носят набедренные повязки или же плетеную из травы толстую веренку вокруг пояса и гениталий.

За последнее время число садху, странствующих и проживающих уединенно в лесах, горах, по берегам рек, сильно сократилось. Обычно к старости многие из них предпочитают жить при монастырях, храмах, обителях (ашрамах), где они получают кров и пищу.

Настоящим великим садху был Рамана Махарши (1879-1950), создавший оригинальное философское учение на основе веданты, цикла ритуальных и научных текстов, примыкающих к ведам. Его считают последним истинным духовным учителем нашего времени. В юношеском возрасте он испытал сильнейшее мистическое состояние, связанное с переживанием страха смерти. В результате наступившего просветления он осознал независимость своего я от тела. Вся его жизнь изменилась, мирские события казались пустыми и нереальными. Рамана Махарши стал посещать храмы Шивы и подолгу медитировал в них. Через какое-то время он поселился на горе Арунахала (Холм Света), рядом с городом Тируваннамалаи на юге Индии. Это была не просто гора. Многие столетия двойной холм в безлюдной, выжженной солнцем местности был для индуис-тов священным. Считается, что на протяжении всех четырех эр (юг) гора меняла свой облик. В эпоху золотого века (крита юга) это был столб света. В эпоху серебряного (трета юга) — гора рубинов, в век, когда появилось Зло и Добро (бронзовый век — двапара юга, век двойственности),— гора из золота, а в пашу эпоху — железный век (кали юга) — холм превратился в каменную гору. На протяжении всей своей истории гора служила престолом бога Шивы. Здесь издавна селились аскеты и йоги.

Рамана Махарши сбрил волосы с головы, снял с себя одежду, оставшись лишь в набедренной повязке, и поселился в пещере на вершине горы. Однажды он так долго пробыл в трансе, что тело его срослось со мхом, на котором он сидел. Слава о нем распространилась по всей Индии, и вскоре вокруг него сложился ашрам, существующий и по сей день.