cat-right
Достопримечательности мира     |     Макшеватская пещера

Гора бобои-об

Культ горы Бобои-Об (3769 м над у. м.) — географического и символического центра Кураминского хребта, окаймляющего с северо-востока Ферганскую долину (Средняя Азия), сформировался в середине I тыс. до н. э.— начале I тыс. н. э. Изначально скотоводческая святыня, по мере увеличения в районе земле-дельческо-пастушеского типа хозяйствования, гора Бобои-Об постепенно превратилась в святыню земледельцев. Покровителем поливного земледелия стал исламизированный святой Бобои-Об. К концу XX века его ирригационная роль в значительной мере была утрачена, и посещение святыни превратилось в богоугодное мероприятие, необходимое каждому истинно верующему мусульманину.

Название Бобои-Об (букв. тадж. Вода предка) отражает смысл древнего культа: вода даруется святым предком, который является покровителем поливного земледелия. Паломники полагают, что святой является не кем иным, как арабским полководцем Абдуррахманом, который удалился на вершину к незримому озеру и исчез неведомо куда. Здесь речь идет об известном последователе пророка Мухаммеда, богатом купце Абд ар-Рахмане ибн Ауфе (умер в 652-653 г. в Медине), пожертвовавшем восемь тысяч дирхемов на армию. В Северной Фергане после арабского завоевания (VIII в.) возникло много подлинных могил шахидов — мусульманских мучеников, павших за веру в бою, и имитаций могил разнообразных святых, в том числе аравийских деятелей периода становления ислама. Так, для населения Курамы давно умерший Ибн Ауф, стал святым полководцем и героем некоторых местных легенд. Но, несмотря на эту реминисценцию, гора Бобои-Об не стала полновесной мусульманской святыней, например, такой, как гора Тахти-Сулейман в городе Ош (юго-восточная Фергана). Древние легенды не были трансформированы в ривоят (предание, сказание), повествующий о жизнедеятельности мусульманского святого; не возникло династии шейхов мазара и земель, к нему приписанных; не оформились суфийские мотивы, как это происходило в других местах.

Гора Бобои-Об представляет собой гигантский территориально-культовый комплекс, где от селений, расположенных с разных сторон у подножья, по глубоким ущельям и гребням отрогов проложены крутые тропы, служащие в летнее время для ежедневного перемещения вверх и вниз сотен паломников, останавливающихся для жертвоприношений и отдыха в специально построенных вдоль маршрутов хижинах и убежищах. Со склонов горы Бобои-Об берут начало четыре реки, с запада на восток: Шайдан-сай, Ашаба-сай, Гудас-сай и Ашт-сай. По ним, исключая разве что Гудас-сай, пролегают основные пути паломников к вершине.

Двигаясь вверх по реке Ашт-сай или Ашаба-сай, паломники поднимаются на перевал Кавурга (узбекребра ). Он получил свое название за внешний вид возвышающихся над ним скал. В косом солнечном освещении они выглядят громадными каменными ребрами, каскадами опускающимися в цирк истоков реки Ашабы. Поверхность перевала уставлена небольшими (0,15-0,25 м) каменными столбиками, сложенными из 4-5 небольших плоских камешков, уложенных друг на друга. На самом перевале сложена из камней пирамида (высота сохранившейся части — около 0,6 м).

Отсюда в сторону вершины по гребню идет широкая набитая тропа, очищенная от камней, которые местами образуют по ее краям округлые насыпи. Здесь встречаются каменные выкладки, похожие на невысокие стены (до одного метра), и низкие гряды из камней средней величины.

На высоте 3500 м над уровнем моря на широком гребне, выводящем к предвершинному взлету в месте Суннат-Булак, сохранился комплекс каменных сооружений. В центре комплекса возвышается специально установленный, столбообразный камень высотой около 1,5 м. Вокруг центрального камня располагаются каменные ограды, помещение для хранения жертвоприношений, хижина для молитв.

Неподалеку от строений находятся почитаемые источники. На северном склоне гребня возле источника сооружено кольцеобразное строение (около 5 м внешний диаметр, 2 м внутренний и 0,7 м высота). Сами родники ничем особенным не выделяются, разве что, как считают, из них пил воду святой Абдуррах-ман Ауф. Сохранились представления, что вода источников вытекает из незримого озера, существующего где-то на вершине горы. Попасть к нему может не каждый, а только чистый (святой) человек. Согласно Другому рассказу, озеро скрыто в глубине горы.

Вершина горы Бобои-Об представляет собой нагромождение гранитных обломков разной величины, окружающих скальные выходы гребня. На вершине сложена огромная пирамида (около 3 м высотой) со следами обмазки глиной и побелки известью. Сверху в нее воткнута небольшая ветка дерева. На восточной стороне пирамиды устроена чи-рогхона (место для возжигания огня). С северной стороны стоит туг (шест), обмотанный лентами и белыми полотенцами. Громадная пирамида на вершине Бобои-Об является главным культовым объектом горы. Здесь, по представлениям верующих, сосредоточена сила святого и отсюда она распространяется на все окрестные долины рек.

Вершина горы завалена удлиненными камешками, перевязанными узенькими ленточками материи, платочками и цветными нитками. Местами сверху на вертикально поставленных камнях положены расправленные цветастые платочки, которые придавлены сверху камнями поменьше. Восточный склон топорщится сотнями вертикально поставленных камней (1,0-1,5 м высотой и 0,3-0,4 м в диаметре). В ряде случаев они установлены на возвышения и обложены по низу для устойчивости мелкими камнями. Здесь же устроено множество небольших каменных пирамидок. Северный и западный склоны вершины выложены камнями.

Тропы очищены от камней, которые сложены здесь же в виде стенок, в результате выемки материала образовались извилистые траншеи до 1,5 м в глубину. Они хорошо различимы даже с самолета, летящего мимо вершины Бобои-Об по трассе Фергана — Ташкент. Многочисленные площадки на вершине окружены кольцевыми и спиральными оградами, диаметром 5-8 м и высотой до 1,5 м. Здесь также сотни каменных пирамид и кучек разной высоты и ширины. У паломников есть плохо сохранившееся представление о том, что вершина горы как-то связана с погребальным культом и представляет собой кладбище. Высказывалось мнение, что вертикально поставленные камни являются могильными.

Временем, благоприятным для паломничества на гору, считается середина месяца саратан, то есть середина июля. К этому моменту погода в районе стабилизируется, мало выпадает осадков, склоны вершины горы по большей части очищаются от снега, становится тепло, что позволяет ночевать на открытом воздухе. Основное посещение святыни происходит в августе и продолжается до середины сентября.

Подъем на гору хотя бы раз в году среди мусульман считается благочестивым и богоугодным делом. До перевала Кавурга можно добраться от поселка Ашт пешком или на осле. Но дальше к вершине позволено идти только пешком. Восхождение начинается в пять — шесть часов утра. Паломники длинными вереницами устремляются вверх по тропе. К середине дня навстречу поднимающимся паломникам начинает двигаться другая вереница людей, успевших уже побывать на вершине. В среднем для человека с обычными возможностями восхождение длится около трех суток (день — подходы, ночевка, день — восхождение и спуск, ночевка, день — возвращение домой). Только особо подготовленные люди успевают пройти весь маршрут за одни сутки