cat-right
Достопримечательности мира     |     Ленские столбы

Горы Ытык Хайа

В преданиях якутов Кангаласского улуса упоминаются две Ытык Хайа (букв, священнаягора):южная — Табагинский мыс, расположенный в 28 километрах к югу от Якутска, и северная — Кангаласский мыс в 25 километрах севернее Якутска.

Обширная долина, ограниченная этими горами,— и есть легендарная равнина Туймаада, место, где выходцы из степей Центральной Азии смешались с аборигенами Северо-Восточной Сибири, иными словами, завершился процесс формирования якутов (саха).

События, развернувшиеся здесь в древности, известны по историческим преданиям. Первым на равнину Туймаада прибыл со своим родом первопредок якутов Омогой (как гласят некоторые предания, монгол по происхождению).

В некоторых рассказах, прежде чем отправиться в путь, Омогой послал на Лену своего шамана. Тот, обратившись в лебедя, посетил эти места, обнаружил священные горы и установил, что южная гора была сотворена с предназначением для размножения лошадей, а северная — для размножения коров. Поэтому Омогой отправился в путь без скота. В первый день по прибытии Омогой и его люди отправились к северной горе и обнаружили там стельную корову, пеструю как шмель; на второй день побывали у южной горы и нашли там темно-гривую темнохвостую стельную кобылу.

Вслед за ним в одиночку прибыл второй первопредок якутов — татарин Эллэй. У южной Ытык Хайа он встретился с людьми Омогоя. Омогой взял пришельца в работники, и вскоре тот выказал необыкновенные способности. Сначала Омогой попытался убить Эллэя, а затем выдал за него свою дочь.

Отселившись от тестя, Эллэй провел первый праздник Ысыах, во время которого учил якутов почитать светлые божества Айыы (иными словами, основал якутскую религию).

Здесь же, на равнине Туймаада, в районе озера Сайсары, якутские предания помещают ставку легендарного тойона (князя) Тыгьгна, в начале XVII века правившего кан-галасскими якутами и носившего титул тойон yyha; он считался прямым потомком Эллэя но мужской линии. Кангаласцы были одним из самых многочисленных и самых воинственных якутских улусов. По сообщениям казаков, к приходу русских род Тыгына главенствовал над остальными родами кангаласцев и якутскими улусами.

Предания рисуют картину затяжных междоусобных войн, инициатором которых неизменно выступал Тыгын, ставший к концу жизни якутским царем. Согласно одному из преданий, младшая дочь Тыгына шаманка Таалай Удаган обладала пророческим даром и предсказала приход русских. Желая предотвратить вторжение, она стала шаманить, чтобы поставить южную Ытык Хайа поперек Лены, однако не смогла этого сделать и утопилась в озере.

В архаичных текстах якутского фольклора горы Ытык Хайа зоо-морфны. Например, в эпосе Нюргун Боотур, местность, находящаяся в центре Среднего мира, описана так: на юге утесы, подобные девяти изготовившимся к драке жеребцам, на севере скалы, подобные восьми быкам. При этом в эпосе других групп якутов, для которых характерен иной тип ландшафта, скалы также зоо-морфны, но при этом расположены иначе: например у верхоянских якутов скалы, подобные жеребцам, находятся на юге, но холм, подобный быку,— на западе.