cat-right
Достопримечательности мира     |     Храм гроба господня

Хеврон

Хеврон — один из самых древних городов ветхозаветного Израиля — расположен на западном берегу реки Иордан, в Иудейских горах (на вершине холма, который арабы называют в настоящее время Тель Ру-мейда). Он был построен, согласно библейской книге Чисел, семью годами прежде Цоана, города Египетского (ок. 1700 г. до н. э.), и прежде именовался Кириаф-Арба.

Известен Хеврон, прежде всего, тем, что библейский праотец Авраам (в иудаизме, христианстве и мусульманстве почитаемый как родоначальник и образец веры) некогда прибыл сюда и разбил свои шатры; именно здесь открылся ему Бог, и здесь же был ему обещан долгожданный сын Исаак (который также жил потом в Хевроне, куда приходил, согласно библейскому преданию, и внук Авраама, Иаков). Здесь же, в пещере Махпела, и похоронены все три праотца и их жены (кроме Рахили), а сам Хеврон в еврейской традиции именуется городом праотцов и праматерей. Этот ханаанейский город после завоевания Иисусом Навином отошел к колену Иуды (Иехуды), а царь Давид устроил здесь свою временную столицу и царствовал более семи лет, прежде чем завоевал Иерусалим.

Пещера Махпела (Маарат ха-Макпела на иврите), пожалуй, самое легендарное место в этих краях. Существует предание, что еще до праотцов в этой пещере были похоронены Адам и Ева, поскольку Адам, однажды проходя мимо, увидел здесь слабый свет и узнал в нем свет рая, после чего и завещал похоронить себя в этой пещере. В свою очередь, как гласит легенда, праотец Авраам пророческим видением узрел спящих в этой пещере Адама и Еву, над которыми мерцали свечи, и стоял приятный запах. Понял он и то, что в этом месте наш физический мир соединяется с духовным миром (кореньслова Хеврон на иврите как раз и означает соединение). Когда умерла жена Авраама Сарра, как говорит об этом книга Бытия, он попросил у жителей этих мест, сынов Хеттовых место для гроба, чтобы схоронить умершую, купил эту пещеру и поле при ней у Ефрона Хеттеянина за четыреста сиклей серебра, и похоронил Сарру, жену свою, в пещере поля в Махпеле, против Мамре, что ныне Хеврон, в земле Ханаанской, завещав похоронить здесь же и себя.

Пещера Махпела неоднократно упоминается на протяжении библейского повествования: ее видел Моисей, стоявший на горе Нево, а в период разрушения Первого Иерусалимского храма, Господь послал в Хеврон, на могилу праотцов с вестью о случившемся пророка Иеремию. Согласно еврейской легенде, узнав о падении Храма, праотцы разорвали на себе одежды и горько заплакали, и с тех пор три раза в день Дух Божий входит в пещеру и витает над могилами, а праотцы и их жены просыпаются и просят смилостивиться над их детьми — народом Израиля.

Мамре — еще одно наименование древнего Хеврона и еще одно памятное место, расположенное на самом деле в трех километрах севернее самого города (арабы называют его Харам-Рамет-эль-Ха-лиль — священная возвышенность друга Божьего, то есть Авраама). Здесь находилась та самая дубрава Мамре, упомянутая в Библии, в тени которой благоденствовали праотец Авраам, а затем сын его Исаак. На этом месте Авраам воздвиг свой алтарь, здесь находился его колодец и здесь же, под сенью деревьев, он принимал гостей. Посетившие его три ангела (об этом повествует книга Бытия), традиционно считаются прообразом Святой Троицы, согласно догматическому учению христианской церкви.

Во время проведенных в XX веке археологических раскопок здесь были обнаружены фундамент древнего жертвенника, и возвышающиеся над ним стены из огромных квадратных плит, оказавшиеся частями гигантского здания, разрушенного в I веке н. э. У северной окраины Хеврона сохранились развалины древнего поселения Элоней-Мамре. Найдены также остатки корней, принадлежащие большому старому дереву. Многие верующие считают, что это и был дуб Авраама (впрочем, не единственный в этих краях — так, Русская духовная миссия в 1868 году купила здесь участок, на котором по сей день растет шестисотлетний дуб, за которым ухаживают несколько русских монахов; легенда, связанная с этим местом, утверждает, что именно здесь Авраам принимал своих чудесных путников)В древних документах византийского периода Хеврон, не потерявший и в христианской империи своего статуса святого города, часто упоминается под именем Аврамиус.

В период арабского владычества Хеврон, по сей день именуемый в мусульманской традиции как Эль-Ха-лиль-эр-Рахман (друг Божий — так Авраама именует Коран), или просто Эль-Халиль, продолжал оставаться святым, почитаемым городом, поскольку мусульмане не только почитают Авраама, как своего праотца, но и приписывают ему строительство храма Кааба в Мекке. В свою очередь и пещера Махпела, согласно арабской легенде, является местом, пролетая над которым во время своего путешествия в Иерусалим на крылатом коне, пророк Мухаммед услышал голос архангела Джабраила (Гавриила): Сойди и помолись, ибо здесь могила отца твоего Авраама. Воздвигнутая над пещерой Махпела мусульманская мечеть по святости уступает лишь мечетям на Храмовой горе в Иерусалиме, а должность ее смотрителя передается по наследству.

Сменившие арабов в XI веке крестоносцы именовали город Сент-Авраам и Castelium ad sanctum Abracham (крепость святого Авраама). В это время к зданию над пещерой Махпела (созданному еще в правление Ирода I) была пристроена крепостная стена с бойницами, а в самом здании пробит боковой вход и возле него построена церковь св. Авраама.

Пришедшие снова на смену крестоносцам мусульмане сделали в здании церкви мечеть, из которой, через оставшийся боковой вход, можно пройти в сохранившийся и до наших дней зал праотцов. Сейчас это — почти квадратное помещение над пещерой, со стенами и колоннами византийского периода, посреди которого, друг против друга находятся надгробия Авраама и Сарры. В южной части зала — надгробия Исаака и Ревекки, в северной — Иакова и Лии, а возле стены маленьким куполом на четырех колоннах отмечен вход в саму пещеру. Арабы-мусульмане (население Хеврона в основном арабское) в эту пещеру не спускаются, чтобы не потревожить покой святых, и лишь опускают туда лампады. ИЕРУСАЛИМ

Первое упоминание города под именем Рушалимум в высеченных на культовых статуэтках египетских заклятиях враждебных городов относится к XX-XIX векам до и. э. Библия в книге Бытия повествует о встрече праотца Авраама с Мел-хиседеком, царем Салимским. Древнее название города — Ирушалем — восходит к имени западносемитско-го божества Шалем, бывшего, вероятно, покровителем города. От него и происходит еврейское название Иерусалима — Иерушалаим. В еврейской традиции это название часто связывается со словом шалом (мир): Ир шалом — Город мира. Со святостью города связывается его греческое звучание Иеросолима (греч. иерос— святой).

В 1996 году отмечался трехтыся-челетний юбилей с тех пор, как ничем не выделявшийся среди других подобных городов Ханаана Иерусалим [Jerusalem] был превращен царем Давидом в столицу и религиозный центр израильского царства. В это время сюда была перенесена из места, именуемого в Библии Ки-рьят-Йеарим главная святыня еврейского народа,— Ковчег Завета. Сын Давида, царь Соломон еще более упрочил положение Иерусалима как священного города, построив на горе Мория (Храмовая гора) Иерусалимский храм, представлявший собой систему дворов и великолепных зданий, украшенных белым мрамором и позолотой, и занимавший центральную часть площади на вершине горы. С этого времени Иерусалим прочно занимал положение сакрального центра вначале иудаизма, а позднее христианства и отчасти ислама, о чем свидетельствуют его многочисленные эпитеты и наименования: Город Давида, Святой город, Град Божий, Божественный лев (Ариэль), Верная столица, Вечный город, Град справедливости, а после арабского завоевания — Мадинат Байт аль-Макдис (Город Храма) или просто Байт аль-Макдис (Храм). В настоящее время у арабов принято другое его название — Эль-Кудс (Святой).

По свидетельству римского историка Плиния Старшего, Иерусалим был самым известным городом на Востоке. Особое положение города, в котором и по сей день сосуществуют ведущие святыни трех мировых религий, определило его трагическую судьбу: начиная с времен вавилонского царя Навуходоносора Иерусалим захватывался более восьмидесяти раз, неоднократно разрушался почти до основания и вновь возрождался из руин, иногда полностью меняя свой облик.

Иерусалим — это живая легенда и воплощенная история, где перемешаны времена, культуры и верования разных народов. К югу и западу от Храмовой горы, между Гефси-манским садом на Масличной горе (где Иисус с учениками провел последние часы накануне ареста, а сейчас находится Церковь Всех Наций, Гефсиман, именуемая также Базиликой Мучений Христовых) и долиной Гейхенном на юге (долина сыновей Еннома, или некогда печально знаменитая геенна огненная ) здесь находится так называемая Долина Царей. Главная ее достопримечательность и самая старая часть Иерусалима — Город Давида, расположенный на невысоком холме у южной стены Старого города. Именно отсюда начиналось строительство города в эпоху царя Давида, здесь найдены остатки стен и фундаменты зданий VIII—VII веков до н. э. и находится известный из новозаветного повествования и почитаемый как иудеями, так и христианами пруд Силоамская Купель, у которого Христос исцелил слепого. Старый город окружает сооруженная еще в XVI веке каменная стена длиной 4 км и высотой 12 м, имеющая 35 башен и 11 ворот (7 из них действующие). Недалеко от Шхемских ворот расположены каменоломни царя Соломона, в которых добывали камень для строительства Первого Иерусалимского храма, а немного дальше — древнее пещерное захоронение Могила Сада, где, по одной из версий, был распят и захоронен Иисус Христос. На известной горе Сион, недалеко от Сионских ворот, в скромном здании церкви Сеннакулум (Тайной вечери), в часовне на первом этаже находится усыпальница царя Давида (на которой располагаются серебряные части свитков Торы, перевезенные в Израиль из синагог диаспоры, уничтоженных вместе с их общинами в годы Катастрофы — для евреев это место памяти и молитвы), а на втором — христианская святыня, горница Тайной вечери. Это — лишь малая часть иерусалимских святынь и достопримечательностей, простое перечисление которых способно вызывать в памяти целые пласты преданий и великое множество связанных с ними легенд и сказаний. В настоящее время объединенный Иерусалим — это столица государства Израиль (с 1949 г.) и духовный центр трех религий. В этом городе трудно говорить о существовании каких-то особо почитаемых святынь (хотя они здесь, несомненно, есть), поскольку для представителей великого множества религиозных конфессий сам по себе Вечный город является сакральным центром мироздания.