cat-right
Достопримечательности мира     |     Лахор

Хилла

Хидла [al-Hillah; букв, поселение, тж. отпущение грехов] — город на берегу одноименной реки (восточного притока Евфрата) в 110 км к югу от Багдада. В 8 км к северу от Хиллы, в местности Бабил, находятся развалины Вавилона. Первый населенный пункт на месте Хиллы, город Джа-миайн (букв. [Город] двух соборных мечетей) был основан в X веке. Непосредственным предшественником нынешней Хиллы считается поселение, заложенное в 1101 году эмиром Сейф-ад-Даула Мансуром.

Строительным материалом для постройки мечети служила облицовка зданий Вавилона. Из-за дороговизны топлива и камня в древней Месопотамии обожженные кирпичи использовались только для облицовки, стены же возводились из сырцового кирпича; поэтому после того как верхний слой был снят и израсходован на строительство Хиллы, Вавилон быстро подвергся разрушению, его буквально смыли дожди, не оставив приметных руин даже от циклопических зиккуратов.

В XII-XV веках Хидла была центром шиитского богословия; в этот период было зафиксировано предание о том,что явление двенадцатого имама шиитов (Махди) после большого сокрытия произойдет именно в Хилле; тогда же была построена мечеть, в которой двенадцатый имам мог бы помолиться сразу после своего появления. Ибн Батту-та, посетивший Хиллу в 1355 году, описывает затянутый шелком вход в эту мечеть, у которого ежедневно собиралось до 100 вооруженных людей, приводивших с собой оседланного коня в сбруе. Собравшиеся призывали имама вернуться, восклицая: Настало время твоего появления, чтобы Господь с твоей помощью отделил правду от лжи!

В числе других святынь Хиллы и ее окрестностей, являющихся местом паломничества мусульман, следует упомянуть могилы Зайда (сына четвертого имама Али б. Хусейна) и Касима (сына седьмого имама Мусы аль-Казима).

Считается, что в окрестностях Хиллы также погребены пророки Аййуб (Иов), Данаил (Даниил) и Зу-ль-Кифль (Иезекииль). Честь быть местом упокоения Иова оспаривает у Хиллы село Дар-Аййуб близ Рамлы (Палестина), а Даниила — целых три города: Александрия (Египет), Шущ (Иран) и Киркук (Ирак); то, что Иезе- кииль похоронен в селе аль-Кифль, между Хиллой и Неджефом (в 20 км к югу от Хиллы), не вызывает разногласий; во всяком случае, могила его почитается как мусульманами, так и иудеями. Существующий в аль-Ки-фле архитектурный комплекс (минарет, мечеть и собственно мавзолей Иезекииля) возведен в XIV веке при ильханидском султане Уйджальту Худабанда на месте зданий, описание которых дано иудейским путешественником XII века Вениамином из Туделы. Купол мавзолея построен в характерном для средневекового Ирака стиле; аналогичную конструкцию имеют, например, мавзолеи Му-хаммеда ад-Дури (сына седьмого имама шиитов) южнее Тикрнта, Зум руд-хатун (матери аббасидского халифа Насир ли-Дин-иллаха) в Багдаде и Хасана аль-Басри (известно багдадского суфия) в Басре. Одно из характерных особенностей зданий комплекса является использование в качестве элементов декора сва стических орнаментов, в том числе каллиграфических надписей угловым куфи (славословий пророку Мухам меду и первому имаму Али).

Арабский географ XIII века аль Казвини сообщал о каменной пост ройке в развалинах Вавилона, к которой ежегодно совершают паломничество считающие ее темницей Даниила христиане и иудеи, в то время как местные жители уверены, что именно под этим зданием находится колодец падших ангелов Ха-рута и Марута. Согласно аль-Каз-вини, омейядский наместник Ирака аль-Хаджадж (ум. в 714 г.) однажды велел показать их некоему благочестивому, по слишком любознательному мусульманину. Харут и Ма-рут, закованные в цепи от щиколоток до колеи, висели в глубоком колодце, огромные как горы, так что головы их почти касались дна. Когда охваченный ужасом посетитель произнес одно из Божьих имен, ангелы содрогнулись так сильно, что он потерял сознание. О посещении колодца говорится в житии Сари Салтука — турецкого суфия XIII—XIV веков, учившегося, согласно легендам, у Ахмада Ясави и Хаджи Бекташа. Турецкий адмирал Сиди Али Рейс, побывавший в Хилле в конце 1553 или начале 1554 года, ничего не пишет ни о развалинах Вавилона, ни о темнице Даниила. Интересно, что современные путеводители, приглашающие туристов в реконструированный Вавилон, упоминают о колодце Харута и Марута (впрочем, не указывая его местонахождения)