cat-right
Достопримечательности мира     |     Мечеть Куббат Ас-сахра

Храм гроба господня

История храма восходит к 326 году н. э., когда мать императора Константина Великого Елена, совершая паломничество в Иерусалим, с помощью греческого епископа Мака-рия обнаружила под храмом Венеры (воздвигнутым еще римским императором Адрианом в 135 году) высеченную в скале могилу, где, предположительно, Иосиф Аримафей-ский похоронил снятого с креста Иисуса. В 335 году на месте разрушенного языческого храма появилась базилика Константина — комплекс зданий, центром которого стал Круглый храм, включающий в себя могилу Христа. Немного выше базилики находился храм Гроба Господня, а рядом располагалась Голгофа, где Иисус был распят.

Немного позже символика основной христианской святыни достигла поистине всеобъемлющей полноты: христиане-паломники, добиравшиеся до Иерусалима, могли воочию лицезреть не только место, где был распят и похоронен их Господь, но и крест его, весь покрытый золотыми украшениями и драгоценными камнями, и копье, которым его пронзили, а также блюдо, на котором несли голову святого Иоанна Крестителя, и рог, елеем из которого Давида и Соломона помазали на царство, и кольцо из янтаря, которым Соломон запечатывал свои послания. И здесь же, на этом месте, согласно преданию, был создан из праха Адам, а Авраам хотел принести в жертву своего сына Исаака... В 614 году Иерусалим был осажден персидскими войсками Хосро-ва II. Взятие города сопровождала кровавая резня, а христианские святыни, в том числе и храм Гроба Господня, были разрушены (заново отстроен храм уже после 629 года, когда византийские войска императора Ираклия вновь на непродолжительное время овладели Иерусалимом, чтобы в 638 году сдать его халифу Омару ибн аль-Хаттабу). Религиозная рознь не раз еще будет приводить здесь к столкновениям между представителями разных религий и конфессий. Так, в 966 году мусульмане и евреи учинили антихристианский погром, разграбили и сожгли храм Гроба Господня и другие христианские святыни, а иерусалимский патриарх был убит и труп его сожжен. Несколькими годами позже Египет и Палестина были захвачены североафриканской династией Фатимидов, а фатимидский халиф Аль-Хаким начал кампанию жестокого преследования немусульман на подвластной территории. Наряду с другими церквами и синагогами, был вторично разрушен в 1099 году и храм Гроба Господня. Новая эпоха возрождения храма началась после 1095 года, когда папа римский Урбан II призвал освободить Гроб Господень из рук неверных, что и послужило началом организации первого крестового похода. В 1099 году крестоносцы захватили Иерусалим, изгнав из него все нехристианское население, а в 1130-1149 годах, когда Святой город уже стал столицей основанного здесь Иерусалимского королевства, было отстроено и освящено новое здание храма Гроба Господня, объединившее теперь под одной крышей основные христианские святыни — Голгофу, камень Помазания, пещеру Гроба Господня.

С тех пор храму пришлось пережить неоднократные землетрясения, пожары и разрушения. В 1187 году войска правителя Египта Салах ад-Дина (Саладина) захватили Иерусалим, изгнав христиан и превратив многие христианские церкви в мечети и мусульманские религиозные и благотворительные учреждения. Попытка крестоносцев вновь отвоевать Иерусалим у мусульман (Третий крестовый поход 1189-1192) закончилась неудачей. Правда, в 1229 году египетский султан Аль-Малик аль-Камиль и император Священной Римской империи Фридрих II заключили соглашение, по которому вся территория Иерусалима, за исключением Храмовой горы, присоединялась к государству крестоносцев, а сам Фридрих получил титул Иерусалимского короля и был коронован в храме Гроба Господня. Однако уже в 1244 году десятитысячная конница хорезмийцев, призванная египетским султаном Наджм ад-Дином Лйюбом (1240-1249), захватила город, разграбила его, вырезала христиан. Очередному разорению подвергся и храм Гроба Господня. Сильно пострадал он и в 1452 году, во времена правления мамлюков, когда вспышка насилия мусульманского населения города против францисканских монахов привела к разгрому ряда христианских церквей.

Отнюдь не способствовали сохранности первоначального храма также сильный пожар 1808 года, когда пол угрозой оказалась сама конструкция здания, и землетрясение 1927 года. Вновь восстановленное и существующее ныне здание — точная копия того, которое было возведено крестоносцами: у входа — камень Помазания, на который было положено для умащения ароматическими составами перед погребением снятое с креста тело Христа; внутри храма — часовня с двумя притворами, поставленная в 1810 году над пещерой Гроба Господня; позади часовни — притвор греческой церкви, напротив — притвор русской православной церкви. От камня Помазания две лестницы ведут вверх — к вершине Голгофы, (место, где, по преданию, стоял крест, на котором распяли Христа, отмечено серебряным диском с отверстием в середине). Пространство разделено колоннадой на две части, принадлежащие греко-ортодоксальной и римско-католической церквам. Это не храм в его классическом виде, а целое созвездие храмов самых разных конфессий, состоящее из множества пристроек, надстроек, подвалов, это одновременно и храм Гроба Господня (католики называют его Могильным Храмом), и храм Воскресения. На самом нижнем уровне находится церковь святой Елены, матери императора Константина. В армянском приделе можно видеть остатки каменоломни времен Первого храма и более позднюю фреску. Представлены в храме также еще три христианские церкви: коптская, эфиопская и сирийско-маронит-ская. На крыше храма Воскресения есть даже привезенные из Африки небольшие хижины эфиопской деревни, отсюда открывается прекрасный вид на сам храм и Виа До-лороза (Крестный путь), которым прошел Иисус от Претории до Голгофы в день своего распятияХотя начатые в 1960 году широкомасштабные работы по реконструкции храма продолжаются и по сей день, он ежедневно открыт для посетителей. Христиане четырех основных конфессий (католики, православные, монофизиты и копты) ежедневно совершают здесь богослужения, постоянно проходят группы паломников и экскурсантов из всех стран мира. По традиции, посетители кладут на камень Помазания и плиту Гроба Господня крестики, иконы — известно, что это единственные два места на земле, где освящение совершается без участия священнослужителей. Но самое важное и загадочное событие происходит здесь каждый год в Великую Субботу, накануне Пасхи, когда на Гроб Господень в присутствии Иерусалимского патриарха сходит несотворенный Благодатный Огонь, чудесное схождение которого до сих пор не имеет объяснения.

Существует даже легенда о том, что однажды армяне-монофизиты подкупили мусульман,владеющих ключами от храма, и выторговали право самим принять Благодатный Огонь вместо православного грека. Огонь сошел в тот день яростной молнией, расколовшей колонну у входа, где стояли оттесненные армянами православные греки. Эту глубокую черную трещину на левой каменной колонне хорошо видно и сейчас всем посетителям храма.