cat-right
Достопримечательности мира     |     Священные места джайнов

Храмы Кхаджурахо

Группа храмов в Кхаджурахо [Khadjuraho], расположенных в восьми километрах от Калинджара (штат Мадхья-Прадеш), тантрического центра средневековой Индии, представляет собой одно из наиболее утонченных и законченных произведений архитектуры индоарийского стиля нагара. Из 85 храмов, построенных между 950 и 1050 годами, сохранилось 20. Они были возведены царями династии Чанделла, ведущими свой род от Чандры, бога ЛуныПри Дханге (950-1008) династия достигла своего расцвета. Набеги мусульман на Индию постепенно подрывали мощь правящей династии, и в результате в 1310 году владения Чанделла были присоединены к Делийскому султанату.

Храмы Кхаджурахо, построенные в основном из песчаника, представляют собой великолепный сплав архитектуры и пластической скульптуры. Они расположены на открытом пространстве, не окружены стенами, стоят на мощных платформах, в некоторых местах по четырем углам платформ расположены еще четыре небольших храма. Ни один из этих храмов не является большим сооружением — самый крупный имеет всего лишь более 30 метров в длину. Здания потрясают великолепными пропорциями, изящными силуэтами и богатством внешней отделки; для них характерно наличие высоких цоколей с богатой резьбой, подчеркивающих устремленность к небу.

Самым великолепным и самым старейшим считается храм Канда-рьямахадевы, построенный приблизительно между 1000 и 1020 годами и посвященный Шиве. Он украшен великолепной резьбой по колоннам, потолкам, карнизам и рамам дверей, а также 650 статуями. В святилище находится украшенный резьбой мраморный лингам. Рядом расположены остатки храмов Махадевы и Деви Джагадамби. Последний посвящен богине Кали — повелительнице и разрушительнице мира,— но, судя по изображениям над входом, первоначально он был посвящен богу Вишну.

Среди сакральных сооружений Кхаджурахо — храм Читрагупты (посвященный богу Солнца Сурье, фигура которого находится прямо перед входом), храм Вишванатха (постр. в 1002 году, посвящен Шиве) и др. Очень красив небольшой храм Лакшманы, построенный в 1000 голу. Здесь находится образ бога Вишну-Вайкунтхи с тремя головами — человеческой (посередине), львиной и вепря (по бокам). Около маленького храма Варахи стоит громадная статуя собственно Варахи — вепря, в образе которого Вишну спас землю, погрузившуюся в Мировой океан.

Интерес представляет храм Ча-усатх йогини (Храм 64 йогинь). Он сооружен из гранита в конце XI века и посвящен 64 божественным женщинам, обладательницам тайного знания, помощницам богини Деви. Но периметру платформы стоят небольшие, напоминающие кельи, без какого-либо декора, строения, а в дальнем конце от входа на платформу находится святилище Великой Богини.

Однако больше всего комплекс храмов Кхаджурахо знаменит своими изящными каменными скульптурами, откровенно изображающими любовные сцены. Здесь, в убранстве более ранних сооружений, можно встретить изображения мужчины, занимающегося любовью с двумя женщинами; нескольких пар, занимающихся любовью вместе; мужчины, совершающего майтхуну (половой акт) и прикасающегося к йони (женским половым органам) не-скольких женщин; пары, совершаю-щие майтхуну стоя или в положении женщина сверху; голых мужчин и женщин, открыто демонстрирующих свои половые органы; пары, совершающие майтхуну в акробатических позах при помощи слуг; слуг, наблюдающих за ними и занимающихся мастурбацией. В храмах Лакшманы и Вишванатха есть изображения мужчин, совершающих майтхуну с лошадьми. Единого объяснения, призванного оправдать такую эротику, граничащую с непристойностью, нет. Прямая апелляция к тантризму не выдерживает критики, поскольку тантризм — учение по преимуществу тайное, тексты его создавались на трудном, двусмысленном языке, ритуалы проводились в обстановке глубокой секретности. Открытые изображения на стенах храмов противоречили бы самой сути тантризма. В то же время влияние тантризма в скульптурных группах Кхаджурахо трудно отрицать. Можно предположить, что грубые эротические сцены имели сокровенный смысл — были аллегориями для посвященных. Считается также, что назначение сцен майтхуны состояло в том, чтобы отвести от храма дурное влияние, или проверить духовную чистоту его посетителей, которые должны были оставаться равнодушными к изображению плотских утех. Возможно, поэтому сцены наиболее непристойных оргий расположены на определенных частях зданий, в частности в местах пересечения конструкций. Есть также мнение, что изображение эротики и непристойностей олицетворяет древнюю магико-шаманистическую убежденность в том, что сексуальные обряды способствуют плодородию и одновременно предохраняют против сил зла и разрушения.

Основным эротическим мотивом храмов Кхаджурахо является изображение аскета вместе с куртизанкой или опытной, получившей посвящение женщиной. Таких женщин называли сурасундари (букв, прекрасная дева) — чаще всего они изображались в ленивых, расслабленных позах, с нежными изгибами рук и ног, с пышной грудью и бедрами. Мотив, посвященный аскету и сурасундари, показывал, что энергия, накопленная долгим воздержанием, находит освобождение через секс, восстанавливая баланс сил.

Нижний ряд фигур храма Лакшманы запечатлел всю гамму жизни индийского светского общества того времени и, в первую очередь, ее эротическую сторону. Однако фигуры верхнего ряда символизируют космический союз противоположностей, восхождение кундалини (духовной энергии) по сушумне (позвоночному столбу). Многие скульптуры служат учебником к различным сексуальным упражнениям, где ведущую роль чаще всего играет женщина. Все скульптурные группы соответствуют асанам, описанным в ставших классическими трудах по эротике — Ананга-ранге, Кама-сутре и Кока-шастре.