cat-right
Достопримечательности мира     |     Пушкинские горы

Каменные кресты русского северо-запада

Практика установки каменных крестов существовала во многих областях расселения славян. Однако наиболее яркая традиция наблюдается на Русском Севере, в землях Новгородского и Псковского княжества.

Каменные кресты делятся на намогильные и поклонные (в том числе — памятные, установленные в честь какого-либо события).

К числу памятных относится Стерженский крест, стоящий у самого истока Волги, при ее впадении в озеро Стерж. Надпись на кресте гласит: 6641 (1133) месяца июля 11 день почах рыти реку сию яз Иванко Павлович и крест сь поста-вих. Очевидно, крест установлен в память о произведенных здесь работах по углублению русла.

Больше всего поклонных каменных крестов сосредоточено в окрестностях города Изборска.

Крест стоит при входе на старое Изборское (Труворово) городище, названное именем Трувора, одного из братьев-варягов, призванных новгородцами для княжения. Как сообщают летописи, в 1303 году это городище — детинец древнего Избор-ска — было оставлено жителями, город был перенесен на более удобную для обороны Жеравью гору. В XIV или XV веке изборяне при въезде на старое городище поставили каменный крест, высота наземной части которого превышает 2,2 метра.

Кроме того, у северной стены Из-борска в 1657 году был установлен памятный крест в память сражения изборян с литовцами.

Встречаются поклонные кресты, встроенные в стены церквей. Другие поклонные кресты располагаются около дорог. Так, каменный Большой Нерльский крест с надписью церковного характера был установлен близ резиденции владимирских князей села Боголюбова, при впадении Нерли в Клязьму. Игнач-крест находился на дороге из Новгорода в Тверь. Известен каменный крест, обозначавший начало волховских порогов.

Намогильные кресты ставились преимущественно в XIV-XVI веках. Например, на Верхней Волге, в деревне Иворово Старицкого района в 1970-х годах был раскопан курган, на вершине которого стоял каменный крест (при этом погребение в кургане было совершено в белокаменном саркофаге).

Особенный интерес представляют кресты, которые, предположительно, вытесаны из антропоморфных каменных фигур. На славянском материале (с привлечением южнославянских древностей) можно проследить использование каменных человекоподобных крестов как могильных памятников. Неоднократно высказывались предположения о том, что каменные фигуры дохристианских божеств обрабатывались для того, чтобы придать им черты символов новой веры. При этом не исключено, что каменные идолы, превращенные в христианские кресты,территориально оставались на том же месте, где стояли и раньше.

В наше время большинство каменных крестов исчезло из природного ландшафта — они находятся в музеях и хранилищах научных организаций. Однако на территории северо-западного региона России на археологическом учете находится некоторое количество крестов, оставшихся в природных условиях.

Таковы, например, кресты, находящиеся на охраняемой государством территории Пушкиногорского заповедника.

Неподалеку от усадьбы А. С. Пушкина, на Савкиной горе (городище IX—XI веков) рядом с часовней установлен поклонный крест с надписью: Лета 7021 <т. е. в 1513 году> постави крестъ Сава попъ. Год спустя свою память увековечил и еще один здешний житель. На Поклонной горке можно увидеть крест с надписью: В лето 7022 поставиша раб божей Филип Крюков крть си хрктяно на по-клоше собе на память и роду своему.

Больший интерес представляют два креста, находящиеся в Свято-горском монастыре. Они располагаются на вершине Святой (Синичьей) горы, рядом с выходом из центрального Свято-Успенского собора. По оценке работников заповедника, по крайней мере один из крестов первоначально имел антропоморфные черты. Не исключено, что в 50 метрах от могилы А. С. Пушкина, на вершине Святой горы, издревле стоит дохристианский идол, превращенный в каменный крест.