cat-right
Достопримечательности мира     |     Байкал

Кашкулакская пещера

Гора Кош-кулак (Хос хулах — хакасское Два уха) находится в восемнадцати километрах к западу от станции Шира (Республика Хакасия). На вершине горы с двух сторон выделяются две более мелкие вершины, напоминающие два уха. Но наибольший интерес вызывает пещера, расположенная на юго-восточном склоне горы.

Пещера коридорно-гротовая, двухэтажная. Общая протяженность ее ходов составляет 550 м, глубина 55 м. Вход в пещеру расположен у основания скалы, выступающей над поверхностью горы. Спустившись вниз по приставной деревянной лестнице (примерно 5 м), попадаем в обширный вытянутый зал, в кровле которого зияет естественно образовавшееся окно. Зимой через эти отверстия в привходо-вую часть пещеры наметает много снега. Пол зала перекрыт обломками скальной породы. Далее ведут два хода. Левый в настоящее время затянуло льдом. Правый ведет к культовому объекту пещеры. Чтобы попасть к нему, необходимо подняться на несколько метров вверх по скользким от грязи каменным глыбам. Дальше ход, хотя и неровный, не имеет значительных препятствий. В пещере холодно. В одном месте стоит обтаявший ледяной сталагмит, на полу (повсеместно) тонкий слой жидкой грязи. На расстоянии около 70 м от входа доступная горизонтальная часть пещеры заканчивается и начинается ее вертикальный участок (провал). В этом месте ход несколько расширен, что создает впечатление небольшого зала. Здесь наблюдаются натечные образования, вокруг которых, собственно, и развился культ пещеры. Главным почитаемым объектом является сталагмит (высота около 1 м, диаметр около 0,4 м). Вершина его, похоже, была некогда обломана. Если встать к сталагмиту лицом и спиной к провалу, то слева находится естественная каменная полка, которую используют для подношений. Прямо за огромной каменной глыбой у стены находится второй по значимости объект — сталагнат (около 1,5 м в высоту), а справа расположен третий объект — каскад сталагмитовой коры (около 3 м в высоту).

В 1992 году при посещении пещеры под полкой и на ней наблюдались старые (желтые) бараньи кости. Никаких других следов жертвоприношений не было. В течение 10 лет картина полностью изменилась. У подножья сталагмита верующие стали разрубать туши баранов или диких коз на куски и затем укладывать их на каменную полку. Подносят также печенье, конфеты и личные предметы. Куски мяса кладут и под каменную глыбу возле сталагната. Перед сталагмитом и возле сталагмитового каскада зажигают (воскуривают) можжевельник или богородскую траву (зизифору). Иногда (редко) сооружают маленькие костры и сжигают на них кусочки подношений. Жертвенное мясо стали бросать в провал.

Все это проявления неокульта который активно поддерживается в настоящее время даже не местные (хакасским) населением, а русскими приезжающими из городов Хакасии и Кемеровского края. Поездки организовывают современные колдуны и мистически настроенные люди считающие, что через посещение пещеры они смогут приобщиться к могущественным силам Земли.

Согласно современным легендам в этой пещере часто наблюдается призрак шамана, причем поведение его может быть достаточно агрессивным.

Пещера давно (еще в советское время) утратила свое культовое значение. Произошло это потому, что коренное население (его совсем немного в Ширинском районе Хакасии) было вначале христианизировано, а затем и атеизировано в годы советской власти. Уже неизвестно, какому хакасскому роду принадлежала пещера, к какому разряду святынь она относилась, с какими практиками шаманов она была связана.

Современные шаманы из других районов Хакасии считают бескуль-турием проявления сложившегося вокруг пещеры неокульта. По их мнению, опасно тревожить по пустякам Эрлика — владыку подземного мира, и горы разлагающихся в пещере подношений не способствуют его хорошему отношению. Однако среди неоверующих находятся и понимающие люди, которые следят за санитарным состоянием пещеры и время от времени выбрасывают из нее накопившиеся подношения.