cat-right
Достопримечательности мира     |     Дорнах: гетеанум

Кёльнский собор

Родина Агриппины, матери Нерона, Кёльн [Koln] во времена Римской империи был пограничным городом. В средние века Кёльн называли северным Римом и северным Иерусалимом из-за большого количества соборов, построенных в романском стиле. Но подлинную известность он приобрел благодаря жемчужине немецкой готики — кафедральному собору. На месте, где ныне возвышается этот величественный памятник, в III веке находилась раннехристианская церковь, а затем, в 870 году, построен и освящен каролингский храм. Со временем он обветшал, и возникла необходимость строительства нового собора.

Поводом для этого послужило обретение в 1164 году священной реликвии — останков Святых волхвов или Трех королей, которые раньше хранились в одном из миланских монастырей. Кёльнский архиепископ Райнальд фон Дассель, канцлер и военачальник императора Фридриха Барбароссы, получил их как награду за участие в покорении Милана во время второго итальянского похода. Мощи, с триумфом ввезенные в Кёльн, поместили в саркофаг из золота и серебра, украшенный драгоценными камнями. На изготовление раки Трех королей, ставшей одной из самых драгоценных святынь христианства, у мастера Николауса фон Вердуна ушло около десяти лет. Высокий ранг, которого Кёльн достиг в западноевропейском христианском мире благодаря обретению этих реликвий, должен был воплотиться и в соответствующем кафедральном соборе. В 1248 году архиепископ Конрад фон Гохстаден заложил в основание нового храма первый камень. Средства на строительство жертвовали многочисленные паломники, но из-за трудной экономической ситуации работы продвигались медленно. В 1322 году была завершена и освящена только нижняя часть собора, высота среднего нефа которого достигала 43 м. В 1450 году работы на Южной башне храма были приостановлены, а в 1560 году строительство было окончательно прекращено. Менялись архитектурные вкусы, сменялись эпохи. Многие века собор представлялся уродливым наследием темного Средневековья, оставаясь, однако, самым грандиозным сооружением города. Только в эпоху романтизма, когда Гёте воспел в своих стихах величие готических соборов, идея завершения строительства обрела новую жизнь. Изучив сказку о вавилонской башне на берегах Рейна, как назвал собор великий поэт, в 1815 году Гёте обратился с письмом к министру внутренних дел Пруссии, в котором рекомендовал поддержать план коллекционера Сульпиция Буассерэ по восстановлению собора и завершению его строительства. После большой подготовительной работы,проведенной архитекторами Карлом Фридрихом Шинкелем и Эрнстом Фридрихом Цвирнером, король Пруссии Фридрих Вильгельм IV отдал распоряжение о завершении собора по первоначальным чертежам и 4 сентября 1842 года сам заложил первый камень. 15 октября 1880 года в присутствии германского императора Вильгельма I состоялось торжество по случаю завершения строительства. Однако отделочные работы продолжались и позднее.

Новый этап в истории собора начался в 1906 году, когда одна из 24 декоративных башен, украшавших громадные башни главного фасада, рухнула, а другие обломились. В постоянном восстановлении нуждались поврежденные места каменной кладки. Огромный урон храму нанесли бомбардировки во время Второй мировой войны, когда 95 процентов зданий в центре Кёльна было разрушено. После 1945 года началось восстановление города и его собора. Работы по реставрации продолжаются до сих пор. Неблагоприятные погодные условия и загрязнение окружающей среды пагубно влияют на 700-летний камень. Части Кёльнского собора вновь покрывают леса.

Средневековый собор был не только местом проведения служб, но и каменным ларцом, в котором хранились драгоценности и святыни города. Взмывающие вверх стены, стрельчатые окна и ажурные украшения дают ощущение легкости и света. Около 10 тыс. кв. м стекла превратились в бесценные витражи, созданные в разные эпохи крупнейшими мастерами. Старейшие витражи в галерее клироса датируются 1260 годом и изображают 48 персонажей Ветхого Завета. Не менее прекрасны так называемые Баварские витражи , созданные в 1848 году в традициях средневековых мастеров по заказу баварского короля Людвига I к 600-летию начала строительства собора.

В капелле Св. Марии в Иерусалиме, основанной в память о ликвидированном в 1492 году еврейском квартале Кёльна, находится знаменитый трехстворчатый алтарь, созданный известным мастером Стефаном Лохнером (1445). На центральной части алтаря находится сцена поклонения волхвов, а на боковых створках расположены изображения святых покровителей города: Гереона (справа) и Урсулы (слева). Кёльнские ремесленники предоставили Лохнеру свои самые лучшие товары, драгоценные ткани и ювелирные изделия, чтобы тот смог передать великолепие библейской сцены.

Резные скамьи в хоре также являются произведениями искусстваДва кресла издавна были предназначены для папы и императора. На украшенном резьбой папском троне в последний раз сидел папа Иоанн Павел II, вакантное кресло императора занимают почетные гости, посещающие собор.

Особое место среди сокровищ храма занимает старейшее в Западной Европе большое распятие архиепископа Геро (ок. 1000 г.), перенесенное сюда из каролингского храма, стоявшего ранее на месте собора. На пилонах клироса расположены созданные в XIII веке скульптуры Иисуса, Марии и двенадцати апостолов. В северном поперечном нефе находятся скульптура покровительницы города св. Урсулы, изображенная в традиции Мадонны с защитным покровом, и скульптура эпохи барокко Мадонна паломников, украшенная многочисленными драгоценностями, принесенными в дар паломниками. В соборе существует Золотая палата, где собраны старинные рукописи, кубки, дароносицы, посохи всех кёльнских епископов, распятия, митры, искусно украшенные литургические одеяния. Обращают на себя внимание рака св. Энгельберта, созданная ювелиром Дуйсенбергом в 1633 году, дароносица с частицами тернового венца, крестовая реликвия, относящаяся к 1204 году, а также Посох Петра и Цепи Петра.

Башни Кёльнского собора стали символом города. Их можно увидеть на открытках и сувенирах. Неповторимый облик собора пленяет миллионы туристов, приезжающих в Кёльн со всего мира. Сейчас собор ежедневно посещают около 40 тысяч человек. Чтобы оценить его значение для средневекового жителя Кёльна, следует помнить, что собор, без труда вмещающий до 80 тысяч человек, был задуман во времена, когда население города было весьма невелико. Это еще раз заставляет поразиться грандиозности замысла и великолепию его воплощения