cat-right
Достопримечательности мира     |     Пещеры Киева

Киево-печерская лавра

Киево-Печерская лавра находится на южной оконечности Киева на правом, высоком берегу Днепра и занимает два холма, разделенные глубокой, спускающейся до Днепра ложбиной.

В XI веке эта местность была покрыта лесом; сюда удалялся для молитвы священник близлежащего села Берестова Илларион, который выкопал здесь для себя пещеру. В 1051 году Илларион был выбран митрополитом, и его пещера опустела. В это время в Киев с Афона пришел монах Антоний, уроженец города Любеча, который и поселился в пещере Иллариона. Существует мнение, что еще до Иларионовой пещеры местом молитвенных подвигов Антония была Варяжская пещера, сохранившаяся и поныне: вход в нее — в западной части Благовещенской церкви на Дальних пещерах лавры. Благочестие Антония привело в его пещеру последователей, в числе которых был и Феодосии из Курска (впоследствии он стал настоятелем лавры). Когда количество насельников пещер достигло двенадцати, они устроили для себя церковь и кельи. Антоний поставил в игумены Варлаама, а сам удалился на соседнюю гору, где вырыл для себя новую пещеру, которая послужила началом так называемых Ближних пещер,названных в противоположность прежним, Дальним. С увеличением числа иноков, когда в пещерах стало тесно, на поверхности была возведена церковь Успения Пресвятой Богородицы и кельи — отныне в пещерах жили только строгие подвижники.

Как сообщается в Киево-Печер-ском патерике — основном источнике данных о ранней истории лавры, место для постройки Успенского собора (почти полностью разрушенного в 1941 году и ныне восстановленного) было выбрано Антонием согласно божественному указанию. Антоний молился, чтобы Господь указал место, достойное для жилища Царицы Небесной. В первую ночь молитвы преподобного Антония ему явился Иисус Христос и сказал: Антоний, ты обрел предо мной благодать. Услышав это, угодник Божий испросил, чтоб по всей земле поутру была роса, а на месте будущей церкви — в виде знамения — было сухо. В другую же ночь он испросил повсюду сухость, а на месте церкви — росу. В третий же день Антоний благословил то место и повелел размерить его под храм золотым поясом, данным варягом Шимоном, а затем свел своей молитвой огонь с неба, чтобы спалить стоявшие деревья и углубить грунт под фундамент.

Со временем подземные галереи стали местом погребения усопших монахов; в Ближних пещерах почивают мощи 80 угодников, в Дальних — 45. Тела их остались нетленными. С точки зрения церкви нетление святых мощей трактуется как особое знамение — предвестие грядущего всеобщего воскресения в телах. Кроме мощей, в пещерах почивают святые мироточивые главы — черепа неизвестных святых. Они находятся в сосудах, в которых собирается чудесным образом источаемое из них миро. В православном церковном сознании укоренилась вера, что лаврские пещеры освящены подвигом живших в них угодников, и как бы сами по себе способны благоприятствовать спасению. В житии св. Лаврентия бес признаётся: я не смею даже приблизиться к пещере, ради святых, положенных в ней. Святость места подтверждена обещанием, которое дал св. Антоний перед своей кончиной: все, упокоевающиеся тут, имеющие к нему любовь, сподобятся того, чтобы отходить в покаянии и получить помилование.

В Киево-Печерском патерике имеется ряд историй, повествующих о суровой, полной опасностей борьбе подвижников с воинством сатаны. Есть также жизнеописание св. Марка Пещерника: этот старец весь век провел на послушании гробокопателя; его повелений слушались мертвые — он воскрешал покойников на несколько часов, пока не была готова могила, заставлял их переворачиваться, чтобы исправить недостатки своей работы. Очевидно, этим мистическим, чудесным духом патерика навеяно представление, что умершие, лежащие в пещерах, как бы не совсем мертвы, а, скорее, спят. Есть известие о знамении, произошедшем в 1463 году. Тогда занимал должность начальника пещер один из братии, священно-инок Дионисий, по прозванию Щепа. Он на Великий день вошел в пещеру преподобного Антония покадить тела усопших святых и пришел на место, называемое община, или трапеза. Покадив тут, он сказал: Святые отцы и братие, сегодня великий день: Христос воскресе!. И тут вдруг понесся ото всех мощей голос, как гром: "Воистину воскресе!"

За время своей истории монастырь пережил множество драматических событий. Он был разрушен во времена Батыева нашествия, в конце XVI века оказывал вооруженное сопротивление попыткам подчинить его киевскому униатскому митрополиту, в XVIII веке горел. Однако слава обители, давшей начало монастырскому укладу на Руси, преумножалась — с 1598 года монастырь имеет статус лавры. Впоследствии этот статус получили Троице-Сергиева (1744), Александ-ро-Невская (1797) и Почаевско-Ус-пенская (1833) лавры.

В настоящий момент центром архитектурной композиции лавры является высокая стройная колокольня (1745), с которой открывается обзор на расстояние до 50 километров. Эта колокольня, вкупе с золотыми куполами храмов лавры, стала одним из символов Киева.