cat-right
Достопримечательности мира     |     Варанаси

Крепости раджастхана

Раджастхан [Rajasthan] — самый известный штат Индии, расположенный на северо-западе. Это центр средневековой рыцарской цивилизации; населяли его раджпуты, что в переводе с североиндийских языков означает сын царя. Это были племена, пришедшие из степей Центральной Азии, скорее всего саки и эфтали-ты, и ассимилированные местным ин-дуизированным населением. Об их происхождении в науке до сих пор нет единого мнения. Сами раджпуты считают себя потомками ведических кшатриев. В индийской литературе их называют военно-феодальным, воинским сословием — Рыцарями Индии. Традиционный образ раджпута — гордый, независимый человек, безоглядно храбрый и мужественный воин. Подвиги раджпутов воспеты в романтических балладах и героических сказаниях. Они поселились рядом с пустыней Тар, которую называли Марустхали (букв. Место, где можно умереть), и здесь, разделенные на ряд кланов, создали несколько феодальных княжеств.

Эпоха расцвета этой своеобразной культуры средневековой Индии приходится на VII—XVIII века. Однако раджпутским периодом в Индии называют VII—XII века, когда при раджпутских правителях процветали города, создавались храмы и литература, развивались ремесла и искусства. В XII—XVIII веках шла борьба с мусульманскими завоевателями, и в это время раджпуты выступили основными защитниками индуистских ценностей — именно тогда возникла их воинская слава.

По всей территории Раджастхана разбросаны прекрасные замки и крепости (гархи), окруженные бастионами, контрфорсами и мощными стенами. Города Раджастхана известны своими дворцами, похожими на лабиринты, которые развивались, судя по всему, без какого-либо строгого плана. Все раджастханские крепости и дворцы испытали влияние мусульманской архитектуры, однако при их строительстве использовались методы и приемы индуистской традиции. Самая старая крепость раджпутов — Аджмера, возведенная в VII веке. Здание было вновь отстроено в 1572 году, при императоре Великих Моголов Акбаре. Сейчас здесь музей Раджпутаны, где хранятся великолепные коллекции статуй, картин и оружия. Аджмера также является местом суфийского паломничества, ибо там находится гробница Хваджи Мин-уддин Сидж-зи, основателя суфийского братства Чиштия. Рядом с огромным серебряным кенотафом расположены две мечети XVI и XVII веков.

Около 650 года н. э. в Раджастхане впервые появились джайны. В период раннего средневековья и до начала мусульманского завоевания джайнизм в Раджастхане процветал. Считается, что джайнское направление одетых в белое (шветамба-ров) появилось именно здесь. Джайны и раджпуты быстро поняли взаимную выгоду совместного существования. Этические установки не позволяли джайнам наносить вред живым существам, поэтому они не могли заниматься ни земледелием, пи военной службой — только ремеслами, торговлей, ростовщичеством, велением канцелярских дел. А раджпуты как раз не могли заниматься ничем иным, кроме военной службы, так как уронили бы свою воинскую честь.

В Раджастхане, на горе Абу находится один из самых впечатляющих храмовых комплексов джайнов. Это место было святым еще с ранних времен индийской истории. Здесь бывал Джина Махавира, основатель джайнизма, когда ему исполнилось 36 лет. На горе Абу проводился обряд агникулы (породые-ния с огнем); право совершения этого обряда принадлежало четырем главным кланам раджпутов (которые и были образованы в этом месте). Древнейший храм на горе Абу посвящен первому тиртханкару Адинатхе (построен в 1-й пол. XI в.); другой храм посвящен Неминтахе, 22-му тиртханкару (постр. два столетия спустя) — его огромная статуя черного мрамора возвышается нал внутренним святилищем храма.

Древняя столица княжества Ме-вара Читторгарх имеет богатую историю. Город часто переходил из рук в руки различных кланов раджпутов, в 1303 году был разрушен султаном Дели Ала-уд-дином, в 1326 году отвоеван раджпутским принцем Хами-ром Сингхом из клана Гухилов. Именно в этом городе, подчиняясь жестокому кодексу чести, жители периодически совершали обрядовое самоубийство (джаухар). Например, в 1534 году, когда крепость была взята султаном Гуджарата, женщины и дети во главе с царицей Кармавати покончили с собой на месте, которое сегодня называется площадью Маха-сати. В городе много храмов, посвященных богам Ганеше, Вишну, Кришне, Шиве, и руины дворца махараны Кумбхи, правившего в 1433-1468 годы. Есть также джайнские святилища, из которых интерес представляет храм XI века Сат Бис Деорхи.

После поражения в 1568 году Удай Сингх основал город, где восходит солнце на берегах искусственного озера Пичола Удайиур. Особого внимания заслуживает дворец с его отделкой павильонов Павлиний Двор, Дворец Чудес Китая и др. Прекрасны города Мандор (древняя столица княжества Мервара, основанная в VI веке), Джодхпур (перенявший титул столицы у Мандора в 1459 году), Бика-нер (известный своей лабиринтооб-разной цитаделью Джунагарх), Ам-бер (основанный в X веке принцем клана Качххаваха на караванном пути из Дели в Раджастхан, и ставший столицей сильного княжества благодаря своему союзу с Великими Моголами). С форта Победы, возвышающегося над Амбером, известный писатель Роджер Желязны писал свой замок девяти принцев.

Практически все города, замки и дворцы Раджастхана находятся в удивительном созвучии с окружающими их природными ландшафтами и пейзажами. Великолепные по своей архитектуре дворцы и замки на фоне гор, зелени и водоемов выглядят как волшебные шкатулки, изготовленные какими-то неземными искусными мастерами и оставленные нам для того, чтобы понять, что же такое есть Красотапроизнесена первая проповедь Будды Шакьямуни, где произошел первый поворот Колеса Дхармы — Учения. Таким местом является Сарнатх Sarnath, парк-заповедник для царских оленей,недалеко от Варанаси. Семь дней провел Просветленный в рощице под Урувилвой, там, где познал Прозрение. Он долго размышлял о своем будущем. Согласно текстам источников, Будда колебался, стоит ли ему идти проповедовать то, что он познал, облекая это знание в форму Учения. Ведь передать свои ощущения непосвященным очень трудно. Некоторое время он склонялся к отшельничеству, и в этот момент ему явился бог Брахма в виде отшельника. Преклонив колени, он обратился к Просветленному с просьбой проповедовать Учение, ведь есть люди, чей ум уже начал освобождаться от загрязнений невежеством, они-то и услышат Будду, а без него пропадут во мраке. Трижды повторял свой призыв Брахма. Наконец Будда принял решение и из сострадания к людям отправился проповедовать свое Учение. Первые, кого увидел он, были пять аскетов, которые практиковали вместе с ним умерщвление плоти и покинули его, увидев, что он отказался от отшельнической практики. Древние палийские (пали — язык, родственный санскриту, на нем записаны все ранние тексты буддизма) тексты называют это место Иси-патхана, Сарнатх, что на санскрите звучит как риши-патан — Место святых мудрецов.

Пятеро аскетов считали Будду отступником, и решили игнорировать его. Но когда он приблизился, совершенно забыли о своем решении и радостно приветствовали Просветленного, предложив место и угостив водой. На обращение Друг Гаутама , с которым обратились к нему бывшие товарищи, он ответил: Бхикху (подвижники), не зовите Татхагату ("Так Ушедший" — один из эпитетов Будды) по имени или словом "друг" как равного. Татхагата — это тот, кто удостоился нирваны, кто достиг наивысшего совершенного просветления. Я обрел бессмертие, я буду учить и возглашать Закон . Но аскеты ему не поверили, они не могли понять, как человек, отказавшийся от столь трудного подвига, от мучительных истязаний тела и ума ради достижения сверхъестественных состояний, пребывающий в удовольствиях, в ублажении своего тела, смог обрести совершенное Знание и познать Истину. Будда отверг все обвинения и прочитал им свою первую проповедь, которую буддисты всех стран называют Первым поворотом колеса Учения (Закона). Это была проповедь, в которой Будда сформулировал так называемые четыре благородные истины, являющиеся краеугольным камнем всего учения буддизма: о том, что все в мире есть страдание (дукха); о возникновении страдания; о прекращении страдания и о пути, ведущему к прекращению страдания, восьмеричному пути праведной жизни. В это время Просветленного слушали не только люди, но и божества из разных небесных сфер. А у одного из аскетов, внимавших Будде, Каудиньи, открылось чистое видение Учения Просветленного. Он попросил Просветленного совершить над ним обряд отречения от мира и посвящения новому Учению (Закону). Так, в Оленьем парке, что под Бенаресом, появился первый буддийский монах. А первая проповедь Будды стала называться Бенаресская, по месту, где она была произнесена.

Сейчас на этом месте находятся остатки древнего Оленьего парка — Мригадава и стоит буддийская ступа Дхамекх. Ежегодно огромное количество буддийских паломников посещает Сарнатх, расположенный в штате Уттар-Прадеш в шести километрах от одного из главных центров индуистских паломничеств — Варанаси (бывш. Бенарес). Место является одним из центров мирового буддизма.