cat-right
Достопримечательности мира     |     Гора эльбрус

Куст хетага

Святилище (дзуар) Хётага, представляет собой огромную рощу из различных сортов деревьев. Эта роща, называемая Хетаджи къох (куст Хётага), находится в открытом поле между селениями Суадаг и Ногпысылмон-кау на правой стороне реки Ардон.

Появление этого святилища можно отнести к XVI веку, периоду поселения в Нарской котловине (Центральная Осетия) родоначальника большой родственной группы Хетагуровых — Хетага, с именем которого связано появление Хетаджи къох.

Существует несколько преданий о начале поклонения этой роще.

По одному из вариантов предания, Хетаг, будучи сыном кабардинского князя Инала, бежал в Осетию, по неизвестной причине преследуемый своими братьями. Когда он достиг долины современного селения Суадаг, неприятели начали его настигать, и Хетаг, собрав последние силы, готовился отразить нападение. В это время он услышал из ближайшего леса призывавший его голос: Хетаг, в лес, в лес!. Однако до леса было еще далеко, и Хетаг, видя, что не успеет добраться до него, попросил лес выйти к нему навстречу. Вдруг от леса отделился огромный участок и скрыл Хетага от его преследователей. С тех пор лес этот носит его имя и считается священным. Никто не имел права рубить в нем деревья, выносить плоды и убитую в этом лесу дичь, в противном случае ему грозили большие неприятности — болезнь, слепота и даже смерть. Если кому случалось убить в этом лесу зверя, он должен был тотчас собрать всех жителей своего аула и там же на месте, всем обществом съесть этого зверя, если он съедобный, в противном случае, бросить его.

Именно из-за боязни такой кары чудесный лес-заповедник сохранился до наших дней. У местных жителей существует множество легенд о конкретных примерах заболевания и даже смерти людей, нарушивших указанные запреты в отношении Хетаджи къох.

Так, одного из жителей, взявшего ветку от святого куста, разбил паралич. Только после приношения в жертву барана в честь святого Хетага бедняга выздоровел. Другой, проезжая мимо леса Хетага, взял случайно лист дерева, за что был наказан тяжелой болезнью. На следующий день его родственники, приготовив три ритуальных пирога и араку (водку), отправились на поклонение к Хетагу с просьбой простить больного. Последний благодаря этому выздоровел.

У равнинных осетин Хетаг являлся одним из популярнейших святых, связанных с аграрным культом. Как божество сильного рода, он был почитаем членами остальных, более слабых родов, проживавших в той же сельской общине. Святой Хетаг, мифический предок и покровитель рода Хетагуровых, сначала стал покровителем всего Нара, а затем и жителей других окрестных сел.

Его праздник отмечался 15 июля, перед началом жатвы. Это было большое народное торжество. В этот лень к святому кусту стекалось со всех окрестных сел много богомольцев-мужчин. Только в период Великой Отечественной войны сюда стали ходить и женщины, хотя это было, по религиозным понятиям осетин, большим нарушением традиции, так как женщины никогда не вступали на территорию святилищ, посвященных богам мужчин. Святилище Хетага носит также имя Хета-джи Уастырлжи — святого Георгия Хетага.

При таких крупных святилищах, как Хетаг, для жителей каждого села имелись свои помещения или участки на открытом воздухе для ночлега и грапез. В них и располагались по общинам. Жители каждого села, рассаживаясь здесь отдельно, пировали, устраивали танцы, конные состязания и другие спортивные игры. Исследователи полагают, что данный священный куст был местом поклонения прежних обитателей этих мест — кабардинцев, от которых он перешел к осетинам после того, как они поселились в предгорьях. Нуждаясь на новом месте в своем покровителе, они связали его происхождение с легендой о Хетаге, в которой отражены осетино-кабар-динские отношения послемонголь-ского периода.