cat-right
Достопримечательности мира     |     Агра

Ладакх

Почти па самом севере Индии находится Ладакх [I.adakh] — страна ваджраяпы, вознесенная к кристально-чистому небу высочайшими горными вершинами. Весь этот уголок Индии, представляет собой особое сакральное пространство, каким-то чудом вышедшее из средневековья, с его монастырями, дворцами и праздниками. Здесь, на высоте от 3000 до 6000 метров нал уровнем моря, по склонам величественных гор разбросаны монастыри-гонпа, оплот буддизма ваджраяны, течения, возникшего в V-VI веках н. э. под влиянием тантризма.

Ваджраяна переводится с санскрита буквально как Колесница ваджры или Алмазная колесница. Это направление, третье по времени возникновения, вобрало в себя духовное и текстовое наследие Хинаяны (Малой колесницы) и Ма-хаяны (Большой колесницы), добавив к ним новые методы, религиозные практики, тексты (носящие название тантры), мифологию и ритуалы. Для нового направления свойственны таинства посвящений и обрядов, свободное отношение к нравственным запретам, принятие позиции над категориями добра и зла. В учениях о духовном совершенствовании ваджраяна делала акцент не на интеллектуальные занятия, а на практическую йогу высших уровней созерцания, а также на ритуально-медитативные упражнения в определенных тантрических циклах. Йога в буддизме понималась как практика духовного совершенствования, роста. Осуществлялась она через упражнения созерцания и сосредоточения внимания на тех или иных предметах или объектах. Высшая цель буддийской йоги — достижение сознанием состояния отсутствия каких бы то ни было объектов — Пустоты (шуньята). Это и есть цель практикующего буддиста, состояние будды. Ваджраяна утверждает, что состояния будды можно достичь любому человеку (верующему буддисту) в этой жизниПоэтому в практике ваджраяны применяют и магию, и йогу, и ритуалы, и чтение мантр.

Монастыри-гонпа были основаны на склонах гор Ладакха в первой половине XV века. Они, помимо прочего, выполняли функции крепостей на караванных тропах Великого шелкового пути. Многоэтажные здания монастырей выбелены, оконные рамы и двери выкрашены в голубой цвет. Иногда под водостоком проведена темно-красная полоса — для отпугивания злых духов. Монастыри состоят из небольшого внутреннего двора с галереями, зала собраний монахов, самого храма, книгохранилища, печатни и келий монахов. Иногда встречаются особые храмы гонкхангов, духов-защитников монастыря. Часто на территории воздвигалась небольшая ступа — чортен. Сами постройки обладают святостью, для приобщения к ней монастырь обходят по часовой стрелке, поклоняясь священным изображениям, находящимся в нишах по стенам.

Через столицу Ладакха, город Лех, ведет древний караванный путь, соединяющий Кашмир, Ладакх и Тибет. По пути, на скалах Драса можно видеть высеченные из камня изображения различных будд, в том числе Авалокитешвару — Будду Милосердия и Майтрею — Будду Будущего. Дальше путь лежит в За-скар, полупустынный район с величественными горами и множеством монастырей, разбросанных по всей его территории; здесь же находятся руины королевского дворца и величественная крепость. Представляют интерес фрески монастырского комплекса Кхарши. Далее, минуя столицу Заскара, город Падам, двигаясь древним караванным путем в направлении Леха, столицы Ладакха, на высоте около 3200 метров можно достигнуть Мульбека. Здесь находится прекраснейшее, высеченное в скале древнее изображение Будды Майтреи высотой семь метров (VII в.). С санскрита имя Майт-рея переводится как Тот, кто есть Любовь. Будда Шакьямуни назвал бодхисатву (просветленное существо) Майтрею буддой будущего мирового периода, кальпы. В настоящее время он пребывает на небе Тушита, откуда в свое время придет на землю.

Путешествуя по этой дороге далее, можно попасть к руинам Лама-юру-гонпа, где все еще можно видеть статую будды Вайрочаны (Солнечный Будда, Сияющий) — одного из главных будд течений ма-хаяны и ваджраяны. Здесь также уцелели многие фрески и зал собраний монахов. В небольшой пещере хранятся статуи одного из основателей буддизма ваджраяны — На-ропы, а также распространителя буддизма в Тибете — Марпы и его ученика Миларепы (совершенно легендарной личности, бывшего разбойника, черного мага, ставшего йогом, аскетом, а потом и буддийским святым ваджраяны).

Далее, возле Нурлы, можно видеть развалины крепости, возвышающиеся над караванной тропой. Здесь сохранились храмы будд Май-треи, Авалокитешвары и Пад-масамбхавы. Можно посетить монастырь в Ридзонге, основанный в XIX веке и известный своей коллекцией танка, буддийской иконой, и несколькими прекрасными изображениями будд, а потом отправиться на Алчи. Здешний монастырь, основанный в XI веке монахом Рин-чен-цзанг-по, когда-то был одним из важнейших культурных центров Ладакха. Здесь проживало 400 монахов, сейчас их всего 40. Прекрасная резная и раскрашенная дверь ведет в зал собраний монахов. Над дверью — изображение птицы Гаруды, мифологического существа индуизма. Стены зала собраний расписаны великолепными фресками, изображающими мандалы с различными буддами и придворные сцены. Много здесь и статуй различных божеств ваджраяны. Недалеко, в роще, находится храм Сумстек, интересный своей ступой и огромными разноцветными статуями бодхисатв. Увидеть их можно только с верхнего этажа, расписанного фресками. Направо от Сумстека — весь покрытый росписью, с несколькими ступами Лхакханг Сома (Новый храм).

Далее по дороге на Лех находится крепость XV века Басго, которую долго и упорно осаждали тибетцы, и которую вырвали у них из рук воины Великих Моголов. Здесь можно увидеть богато украшенный храм Майтреи. В развалинах княжеской резиденции уцелел храм Серзанг ([Из] золота и меди ). Свое название он получил из-за так называемых стен-мани — буддийских текстов, выполненных золотом, серебром и бронзой на камне.

Прямо за монастырем Спитук, известным своими ритуальными танцами чам, находится столица Ладакха — Лех, расположенная на высоте почти 3500 метров. Впервые город упоминается в IV веке, в связи со строительством, которое вел здесь король соседнего государства Шей. Король Таши Намгьял (1500-1532) построил на Вершине Победы, возвышающейся над городом, крепость. Через сто лет Сендже Намгьял (1570-1642) возвел девятиэтажный дворец, сохранившийся до наших дней. Лех в это время являлся важным торговым центром между Индией, Тибетом и Китаем. В XIX веке, в связи с завоеванием Ладакха раджей Джамму, город утратил свое значение. Интерес представляет заброшенный дворец в старой части города. Перед ним храмы Авалоки-тешвары и Майтреи, украшенные росписями и статуями. Особенно интересен зал Тысячи Будд, где по стенам изображены повторяющиеся образы будд, как бы соединяющие лично каждого истинного буддиста с самим Просветленным. В окрестностях Леха много монастырей и дворцов XIX века. Интересны руины королевской резиденции в Шейе — первой столице Ладакха, построенной на берегу священного озера. В заброшенном дворце XVIII века уцелел расписанный фресками храм и огромная статуя Будды Шакья1чуни. У подножия горы, на которой стоит дворец, в скале высечено изображение Дхья-ни-будды — будды Созерцания. Среди множества монастырей интересен Хемис, основанный в XVII веке и расположенный почти у подножия горы. В одном из двух залов собраний монахов, украшенных скульптурами будд, хранится серебряная ступа, в другом — трон ламы-настоятеля, в котором был воплощен основатель монастыря. В середине июня во дворе монастыря отмечается праздник, во время которого исполняется обрядовый танец чам — танец богов. Раньше этот танец могли видеть лишь посвященные. Его сложное магическое и мистическое содержание было доступно только для тех, кто имел специальное духовное посвящение. Действующие лица чама — разные божества и сверхъестественные существа. Их роль исполняли священнослужители, которые надевали на себя различные фантастические наряды и страшные уродливые маски.