cat-right
Достопримечательности мира     |     Потала

Лхаса

Лхаса [Lhasa] расположена на высоте 3500 метров над уровнем моря, в округе Уй Центрального Тибета, на северном берегу реки Лхаса (раньше до китайцев она называлась Уй-чу), притока Брахмапутры (ти-бетск. Цзан-по — Чистая). Древнее название города — Раса (Огороженная земля или Земля горных козлов). Название Лхаса относится к буддийским временам и переводится как Страна небожителей, Земля богов, иногда в поэтических произведениях встречается название Лхадан — Полный небожителями. Сейчас более распространено китаизированное название — ЛасаВ тибетских источниках не ука зывается год основания Лхасы, лиц в одном из произведений (Хронс логические таблицы Сумба-Хамбс есть указание на то, что в год о) ня-свиньи (627 г.) было заложен основание города, а строительств завершено через 40 лет, в год о ня-зайца (667 г.).

В 617 году на престол Стран снегов (другое название Тибет вступил 13-летний царь Срон-Цза Гамбо, который объединил весь Tи бет и фактически заменил господе вовавшую религию Бон на буддиз

Однажды, поднявшись высок в небо, он взглянул на свою стран и ужаснулся: весь Тибет был похо на тело злобной демоницы. Тог, царь выстроил на ее теле четыре монастыря четырех сторон света и еще восемь буддийских монастырей. Он перенес свою столицу из долины.реки Ярлунг на место нынешней Лхасы, где на искусственном острове посередине озера Отханг построил первый лхас-ский монастырь Рей Тулпанг. Фундамент был сложен из камня, а потом обшит деревом; скрепляющее вещество для фундамента было подарено нагами — богатым и мудрым племенем змей, поклявшихся охранять учение Достигшего Просветления (Будды). Когда рабочие завершили строительство и сложили свой инструмент в северной нише монастыря, здесь сама собой возникла статуя одиннадца-тиликого Авалокитешвары, которая так и была оставлена в этом месте (отсюда пошел обычай ставить главную статую храма в этой его части).

После строительства храма царь Срон-Цзан Гамбо выстроил на горе Марбо-ри замок-дворец Поталу , где провозгласил свод непреложных законов согласно учению Бумы. После этого царь женился на китайской принцессе из рода императоров Вэнь-Чэн, которая была ревностной буддисткой и привезла в Лхасу статую Будды Шакьямуни, которую поместили в монастырь Большого Чжу. Этот монастырь находится в середине города на юго-востоке от Поталы. Главные ворота монастыря, выходящие на запад, сейчас закрыты. Рядом с ними находится каменная колонна китайско-тибетского мирного договора, заключенного царем Раднажаном в X веке. Здесь был убит царь Тибета, гонитель буддизма и покровитель древней религии Бон Ландарма.

Второй брак царь Срон-Цзан Гамбо заключил с непальской принцессой Бхрикути, дочерью царя Асу-равармы, которая также была ревностной буддисткой. Она привезла с собой изображение Будды Грядущего — Майтрейи, а также изображения богини Тары и Дхьяни-Будды Акшобхья из сандалового дерева. Эти статуи были помещены в монастырь малого Чжу, который находится в нескольких кварталах на север от Большого Чжу.

Считается, что царь Срон-Цзан Гамбо являлся земным воплощением Буллы Милосердного, Авалокитешвары; он обладал 32 отличительными знаками божественного происхождения и достиг высоких степеней совершенств. Две его жены являлись воплощением богини Тары (которая Дала обет достичь просветления в женском теле, чтобы доказать равенство духовных потенциалов мужчины и женщины): Вэнь-Чэн была воплощением Белой Тары, а Бхри-кути — Зеленой Тары.

В списке традиционных святых мест буддизма, открывающемся Деревом Просветления, не последнее место занимает и Лхаса как столица Тибета.

По преданию, Лхаса и ее окрестности соединяются со священной страной Шамбалой.