cat-right
Достопримечательности мира     |     Сакральная традиция Мари

Магас

Современным примером сознательного создания сакрализованного пространства является строительство города Магас. Этот город был задуман как новый государственный и культурный центр молодого государства — Ингушетии.

Ингушские историки возводят время возникновения своего народа к I тысячелетию до н. э., когда на обширной территории Северного Кавказа проживали племена, ныне сопоставляемые с кобанской археологической культурой.

В IX—XIII веках на Северном Кавказе существовало крупное феодальное государство Алания, выделившееся из состава Хазарского каганата. Столицей Алании был город Магас, находившийся юго-восточнее современной Назрани, около сел Алиюрт, Сурхаи и Яндырка. В XIII веке Кавказ подвергся опустошительному нашествию монгольских войск; спасаясь от гибели, северокавказские племена были вынуждены покинуть равнину и искать укрытия в горах. Много веков спустя, уже при вхождении кавказских народов в состав Российской империи, началось возвращение на равнину. Стоит добавить, что повторное заселение равнины уже сформировавшимися в горах народами в некоторых случаях сопровождалось взаимными территориальными претензиями и, соответственно, возникновением очагов напряженности.

В 1992 году Ингушетия стала суверенной республикой в составе Российской Федерации; ее административным центром был признан город Назрань. Однако вскоре было принято решение о строительстве новой столицы на территории, где некогда располагался средневековый Магас. Новый город должен был перенять славу столицы Алании и был назван так же — Магас, что переводится с ингушского как Город солнца.

Новая столица была построена на практически пустом месте (на кукурузном поле), в пределах родовой территории президента Ингушетии Руслана Аушева.

Основным композиционным элементом Города солнца является планировочная ось, проходящая от берега реки Сунжа на восток. На этой оси располагается правительственный комплекс — символ государственности Республики Ингушетия; внутреннее пространство правительственного комплекса связано с городом и его центральной частью четырьмя основными выходами. На основной оси запад-восток размещены здания дипломатических представительств, мэрия и здания муниципальных служб, деловой центр, центр информации и печати. Замыкает главную планировочную ось столицы духовный центр — мечеть и медресе. В Магасе отсутствует промышленное производство — город имеет исключительно административные и культурные функции. Архитектура и отделка центральных зданий расценивается многими побывавшими в Магасе как восточная роскошь . Эта роскошь обращает на себя внимание еще и потому, что Ингушетия — небольшая и небогатая республика.

Магас является символическим средоточием истории ингушского народа. Прежде всего, узаконивается преемственность именно современной Ингушетии по отношению к Алании; при этом, по некоторым оценкам, время возникновения древнего Магаса относится ко II веку н. э. Располагающиеся здесь памятники отражают события ингушской истории. В целом Магас можно представить как символический центр мира, где не только сконцентрирован властный и духовный потенциал республики, но и (через топонимику, архитектуру и т. д.) представлена его история, изложен определенный миф творения.

Строительство столь солидного политического и культурного центра является актом, призванным повысить статус ингушского народа в ряду других народов Северного Кавказа, представить ингушей как наследников древнего величия и мощи.

Создание города имеет геополитическое значение в масштабах всего кавказского региона. Не напрасно активная деятельность по созданию новой ингушской столицы в средствах массовой информации неоднократно сопоставлялась со строительством Петром I новой русской столицы — Санкт-Петербурга.