cat-right
Достопримечательности мира     |     Гора тахти-сулейман

Макшеватская пещера

В южных районах Средней Азии особо почитается мумия святого Ходжи Исхака Вали, находящаяся в труднодоступной Макшеватской пещере. До размежевания Советского Союза святыню посещали паломники со всего Таджикистана, из Ферганской долины и Южного Казахстана. Путь их лежал в верховья Зеравшана, в Фанские горы (Ку-хистан) через перевалы Шахристан (со стороны Ферганы) или Анзоб (со стороны Душанбе). В райцентр Айни (Варзиминор) также ехали из Самарканда вверх по Зеравшану через Пенджикент или прилетали на самолете из Душанбе. От Айни паломники ехали вверх по Фандарье, затем сворачивали на Искандарью и, добравшись до ее правого притока — реки Макшеват, шли пешком до одноименного поселка. Иногда этот путь проделывали на случайной машине. На окраине поселка возле мазара и мечети для приезжих построена мехмонхона (гостиница). От нее (2500 км над у. м.) вверх по ущелью двигались пешком или ехали верхом. Тропа спускается к мосту и выводит на правый берег. Сразу за мостом, на скале левого берега видны черные натеки, напоминающие фигуру человека с ногами, но без головы и с поднятой правой рукой. Считается, что это отпечаток тела Назирака Матчинского, выброшенного из пещеры святым Ходжой Ис-хаком.

Вьющаяся по горным склонам трона приводит к источнику ПанджЧашма (2700 м над у. м.). Здесь из трещины в скале вытекает струйка воды. Считается, что святой Ходжа Исхак проткнул скалу пальцами, желая добыть из нее воду для своих спутников.

Несколько выше этого места тропа становится пологой и достигает неглубокой лощины (2850 м над у. м.), покрытой древесно-кустарниковой растительностью. Под арчой устроены чиллахона (помещение для сорокадневных уединений)и тахоратхона (комната для малых ритуальных омовений) с текущим внутри нее ручейком. Из лощины открывается вид на скальные обрывы, в центре которых едва различимы шесты (туги) с белыми полотнищами материи.

Тропа из чиллахоны к пещере вначале идет по осыпям и несложным скалам. Затем паломника ожидает наиболее опасная часть пути. На протяжении семидесяти метров тропа идет по выступу (полке) шириной 0,5-1,5 м вдоль отвесной скалы. Пол тропой — обрыв глубиной 200-250 м. В конце этого участка пути стоят три шеста (туга), те самые, которые с трудом просматриваются из лощины. Все они обвязаны ленточками и небольшими белыми полотнищами ткани. На одном из шестов укреплены рога горного козла и на цепочке висит странный металлический предмет. Его длина около 20 см, верхняя часть шарообразная, нижняя трубчатая. Внутри видна привязанная косточка.

От шестов идет вверх вертикальная стенка с множеством естественных углублений, служащих ступенями при подъеме. Над ней нависает камень, на который нетрудно подняться благодаря навешенному канату с узлами. Сразу за камнем начинается гигантская расщелина, ее смыкающиеся края образуют в глубине вход в пещеру. К нему надо подняться по небольшим каменным уступам.

От входа вниз сыплется сухое гуано летучих мышей, сотнями лет гнездящихся на своде привходовой части пещеры. Возле входа в нишах видны наброски мелких камней. Их больше справа, где камни заполнили некоторые естественные углубления. Вход в пещеру (3110 м над у. м.) обращен на запад. Пещера представляет собой тектонический разлом, уходящий вниз неглубоко, вертикальными уступами. Общая длина пещеры около 100 м, средняя ширина 3-5 м, высота 8-12 м. Пещера заканчивается двумя небольшими залами. На стенах местами сохранилась оббитая натечная кора белого цвета, похожая на лед. В пещере холодно, сказывается высота. В скале над входом имеется естественное окно. Ощущается поток холодного воздуха, идущий из пещеры.

Мумифицированные останки человека, почитаемые как тело святого Ходжи Исхака Вали, находятся в привходовой части пещеры, примерно в пяти метрах от входа, возле стены, несколько в стороне от естественного окна в кровле. Перед мумией небольшая ровная площадка, от которой начинается спуск на две стороны — вглубь пещеры и к выходу. Останки находятся в зоне аэрации. Поток воздуха некогда иссушил труп, тогда как другие тела, находившиеся в глубине пещеры, разложились и рассыпались. Мумия находится в вертикальном положении. Она по пояс вкопана в землистые отложения. Тело окружено полукольцом камней. Правая сторона и лицо мумии обращены к выходу, они сильно испорчены временем, видны кости скелета. На спине и затылке сохранилась кожа, видны короткие рыжие волосы. Правая рука согнута в локте и практически отделена от плеча. Тело обращено на юг, голова повернута на запад — юго-запад.

Ни исторические материалы, ни предания не содержат убедительных сведений о действительном возрасте и происхождении мумифицированных останков человека из Макшеватской пещеры. Местные жители называют святого Ходжа Исхок (Исок) Вали. Но рассказам, мумия была обнаружена в начале XIX века. Житель Макшевата Мул-ло Курбон охотился в верховьях ущелья и подранил козла, но тот убежал по скале и вдруг неожиданно исчез. Последовав за ним, охотник сделал поразительную находку. Ко времени русской колонизации края (конец XIX века), нетленное тело успело обрасти мусульманскими легендами. Рассказывают, что Ходжа Исхак был первым мусульманином в этом крае. Он пришел в начале VIII века со своим отрядом из Арабистана (Аравии), для того чтобы принести в Кухистан свет истинной веры. Но в горах Ходжа Исхак столкнулся с вооруженным сопротивлением объединенного отряда местных жителей, возглавляемых матчинцем Назираком. Несколько израненных человек, оставшихся от арабского войска, вместе со своим предводителем укрылись в пещере. Когда Назирак поднялся в нее, чтобы посмотреть, остался ли кто в живых, Ходжа Исхак собрал последние силы и сбросил его вниз. Тело нечестивого Назирака пролетело вниз по ущелью несколько километров и, ударившись о скалу, навечно оставило на ней отпечаток. Сам Ходжа Исхак, совершив свой последний подвиг, произнес слова пророчеств и умер в сидячем положении, обратив взор в долину. Кости его благочестивых спутников рассыпаны по пещере.

Приписываемое мумии древнее происхождение (1200-1400 лет) отражает лишь желание местного населения отнести ее ко времени становления ислама в Кухистане. В литературе зафиксировано несколько разных имен святого, ставших названиями пещеры: Ходжа Исхак Вали, Ходжа Исхак Калябади, Ходжа Исхак; Идрис Пайгамбар, Ходжа Исхак Каляби, Исаак Ходжи Исаак, Ходжа Исаак Вали. Имеются указания на то, что находящиеся в пещере мумифицированные останки почитаются ...за труп святого Ходжи Исхака Хатлани из числа хальфов шейха Наджм-Еддина-Ку-баро. Историческая личность Исхак ал-Хутталани (уб. в 1423 г.) — суфий и ученик Али ал-Хамадани (ум. в 1385 г.). Хутталани является титулом святого суфия, указывающим на его происхождение из Хут-таля. Эта область расположена на территории современного Таджикистана в среднем течении Вахша. До нас не дошло никаких историй, объясняющих, каким образом тело исторического Исхака ал-Хутталани могло оказаться в отдаленной пещере Кухистана. Возможно, что учение суфийского ордена Кубравийа, оформившееся в XIII веке в Хорезме, некогда стало популярным и среди жителей Макшевата. Соединить имя суфийского учителя с найденными в пещере мумифицированными останками не составило труда.

В народе сложились устойчивые представления о силе святого. Считается, что под ее воздействием капающая в пещере вода превращается в лед, который в течение года окаменевает. Этот камень (натечная кальцитовая кора) в измельченном виде используется как лекарство для лечения разных заболеваний. Говорят, что многих людей сила святого не пускает даже до чиллахоны, не говоря уже о скале (пещере), поэтому они складывают камни в кучки и приносят жертву вблизи святого места, в пределах его видимости. В данном случае под проявлением силы святого понимается крайнее утомление, одышка, сердечные приступы (то есть горная болезнь), случающиеся у паломников при подъеме в гору. Люди, все же решившиеся подняться в пещеру, оставляют камешки в углублениях, щелях и на полочках ее стен, принимаемых за следы рук и ног святого. Эти символические подношения сопровождаются молитвами и просьбами о даровании здоровья, благосостояния или благополучия