cat-right
Достопримечательности мира     |     Реком

Мамаев курган

Во всем мире существует традиция возводить памятники в честь военных сражений и в память людей, отдавших свои жизни для победы. В военных памятниках воплощены такие высокие понятия, как героизм в честь Родины, память о погибших, доблесть перед лицом смерти. Подобные мемориалы могут быть отнесены к числу сакральных объектов современного мира.

Показательным примером военных мемориалов является комплекс памятников в Волгограде, носившем в годы Великой Отечественной войны название Сталинград и ставшем местом грандиозной битвы.

Победа над немецко-фашистскими войсками под Сталинградом — одна из наиболее славных страниц летописи Великой Отечественной войны. Сталинградская битва продолжалась в течение 200 дней и ночей (с 17 июля 1942 г. до 2 февраля 1943 г.) при непрерывно возрастающем напряжении сил обеих сторон. В течение первых четырех месяцев шли упорные оборонительные бои, а затем Советская Армия, перейдя в контрнаступление, разгромила войска противника северо-западнее и южнее Сталинграда, окружила и ликвидировала 300-тысячную группировку немецко-фашистских войск. Всего же за шесть с половиной месяцев немецко-фашистские войска потеряли убитыми, ранеными, плененными более 800 тысяч солдат и офицеров.

Сталинградская битва ознаменовала начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны и Второй мировой войны в целом. Закончилось победное наступление немецко-фашистских войск и началось их изгнание с территории Советского Союза. По продолжительности и ожесточенности боев, по количеству участвовавших людей и боевой техники эта битва превзошла все сражения мировой истории.

Наиболее крупный мемориал Волгограда находится на Мамаевом кургане — высоком холме на северной окраине города. Это место, на военно-топографических картах обозначавшееся как высота 102,0, было одним из ключевых пунктов советской обороны. Бои, проходившие здесь в конце 1942 года, были настолько яростными, что изменились даже очертания холма. Впоследствии на каждом квадратном метре Мамаева кургана обнаруживалось от 500 до 1250 осколков боеприпасов времен войны.

Комплекс, сооруженный на Мамаевом кургане в 1959-1967 годах, был задуман как дорога, ведущая к вершине горы (часто встречающийся в мировых практиках способ организации сакрального пространства).

Последовательная цепочка памятников идет по восточному, находящемуся ближе к Волге, склону Мамаева кургана.

Самым первым является рельеф Память поколений, который изображает торжественную процессию, поднимающуюся вверх на холм. Это люди всех возрастов — они идут, для того, чтобы возложить венки и цветы. Одна женщина несет ветку дуба — символ славы.

Через аллею пирамидальных тополей посетители попадают на Площадь стоявших насмерть. Все скульптуры Мамаева кургана выполнены в стилистике главенствовавшего в те времена социалистического реализма; однако некоторые из образов, созданных ваятелями и архитекторами, воспринимаются как мифологические символы,восходящие к архаическим традициям. Такова, например, шестнадцатиметровая скульптура Стоять насмерть!, находящаяся в центре площади. Она представляет собой массивную скалу, окруженную круглым (диаметр — около 50 м) водоемом. Из скалы вырастает обнаженный торс солдата, в левой руке которого автомат ППШ, а в правой, отведенной как бы для броска, граната. Монумент Стоять насмерть! вызывает ассоциации с античной скульптурой, а образ солдата заставляет вспомнить героев классической мифологии. Однако при этом в его лице запечатлены черты живого человека — участника Сталинградской битвы, командующего 62-й армии Василия Ивановича Чуйкова.

Среди многочисленных ооъектов мемориала — стена с надписью, создающей патетический образ защитников Сталинграда: Железный ветер бил им в лицо, а они все шли вперед, и снова чувство суеверного страха охватывало противника: люди ли шли в атаку, смертны ли они?! Далее по маршруту следования встречается ответная реплика: Да, мы были простыми смертными, и мало кто уцелел из нас, но все мы выполнили свой патриотический долг перед священной Матерью-Родиной! В 1970-м году рядом с первой надписью была захоронена капсула с посланием потомкам.

Недалеко от вершины Мамаева кургана располагается здание Зала Воинской славы. Здесь, на стенах, выложенных из красного кирпича, с помощью пурпурной смальты выложено 34 приспущенных знамени, на которых увековечены имена павших в боях за Сталинград. В центре Зала находится скульптура — поднимающаяся из черного гранитного пола рука, сжимающая факел с вечно горящим огнем. Здесь звучит траурная мелодия немецкого композитора Шумана Грезы. Вокруг здания Зала на площади Скорби стоят по периметру 13 девятиметровых пилонов, на которых изображены лица солдат всех родов войск, символизирующие часовых, охраняющих вечный сон погибших товарищей.

Главным объектом мемориала является гигантская скульптура Родина-мать, находящаяся на вершине Мамаева кургана. Статуя представляет собой фигуру женщины, бросающейся в атаку с поднятым вверх мечом. Ее развивающиеся волосы и одежды создают ощущение стремительного движения и ветра, бьющего в лицо. Фигура Родины-матери полуобернута назад, ее рука воздета в призывном движении — она поднимает в атаку воинов. Жест Родины-матери предполагает направление на северо-восток, то есть туда, где находилась советская территория, не оккупированная немцами.

Высота фигуры Родины-матери — 52 м, а расстояние от земли до кончика меча — 85 м. Меч длиной 29 м и весом 14 т сделан из нержавеющей стали. Всего же для создания скульптуры (без учета веса основания) использованы 5500 т бетона и 2400 т металлических конструкций. Главная статуя Мамаева кургана не имеет фундамента — она, словно шахматная фигура, свободно стоит на мощном железобетонном основании.

Неоднократно высказывалась мысль о сходстве Родины-матери с мифологическим образом валькирий — божественных дев-воительниц, распределявших победу и смерть в битвах.