cat-right
Достопримечательности мира     |     Успенский монастырь

Мангуп

Мангуп — самый величественный и большой по площади из пещерных городов — расположен на плато высотой 600 м нал уровнем моря. Здесь с VI по конец XV века находился центр Крымской Готии — город Дорос, или Феодоро. Ничто в какой бы то ни было части Европы не может сравниться с ужасающей величественностью этого места ,— писал английский профессор-путешественник Кларк в начале XIX века. С трех сторон края плато ограничены скалистыми почти отвесными обрывами высотой в среднем 20-40 м, а местами и 70 м. С северной стороны склон горы прорезай тремя глубокими оврагами, которые разделяют четыре мыса, высоко вознесшие над лесистым склоном свои скалистые верхушки. Западный мыс называется Чамны-бурун (Сосновый мыс), северо-западный — Чуфут-чеарган-бурун (Мыс призыва иудеев), северо-восточный — Гелли-бурун (Мыс эллинов) и восточный — Тешкли-бурун (от тешик, дыра,— Дырявый, или от таш, камень,— Каменистый мыс). Овраги с запала на восток называются Табана-дере (Овраг кожевников), Гамам-дере (Банный овраг) и Капу-дере (Овраг ворот). По всем трем оврагам можно подняться на плато; в верховьях оврагов проходит мощная оборонительная стена с башнями.

Мангупское плато, обеспеченное водой, труднодоступное для врагов, привлекало людей со времен энеолита. В III— IV веках его заселяли сармато-аланы, в VI веке появились готы; они стали союзниками Византии, и по приказу императора выставляли 3 тысячи воинов. С этих пор территория княжества, включавшая до прихода генуэзцев и Южный берег Крыма от Алушты до Балаклавы, в средневековых византийских и итальянских источниках называлась Готией. Население Готии по этническому составу было весьма пестрым. Здесь жили потомки тавроскифов, скифосарматы, гото-аланы, греки, армяне, караимы. В Византии оценили воинскую доблесть готов и охотно привлекали их к военной службе, а в Крымской Готии с помощью византийских инженеров возводились укрепления и строились базилики.

Город Дорос, находившийся на горе Мангуп, упоминается с VI века как центр области Дори — будущего княжества Феодоро.

Сохранившийся пояс стен и башен, который отсекает мысы Ман-гупа, перегораживая доступ со стороны оврагов, в основном относится к XIV-XV векам. Он составлял, так сказать, второй рубеж обороны; первый, или главный рубеж находился ниже, и включал мысы плато. Выявлены остатки укреплений на мысах: они создавались в расселинах и на участках пологого склона,— от обрыва до обрыва — дополняя естественные неприступные преграды. Мангупское укрепление, охватывавшее около 90 га площади плато, не имело себе равных в ранне-средневековой Таврике.

С ослаблением Византии к середине XIV века сложилось княжество Феодоро со столицей на горе Мангуи. Его князья происходили из знатного византийского рода Гав-расов, фактических правителей ма-лоазийской области Халдия, мужественно противостоявших наступлению на окраины Византии турок-сельджуков. В этой борьбе нал смертью храбрых Феодор Гав-рас — позднее он был канонизирован, в его честь, собственно, и было названо княжество Феодора. Еще один из Гаврасов, Константин, был сослан в Херсон в XII веке, после распада Византии (1204). Семейство Гаврасов развернуло политическую деятельность в Крыму и вскоре возвысилось, встав во главе государства со столицей на Мангупе. Княжество Феодоро обладало большим влиянием в Северном Причерноморье. Гаврасы гордились родством с Комнинами, но особенно — с царствующим домом Палеологов, чей герб — двуглавый орел — встречался во время археологических исследований на Мангупе. Государи Феодоро заключали выгодные династические браки с правителями соседних государств; в частности, великий князь московский Иван III вел переговоры о бракосочетании своего сына с мангупской княжной. Однако браку помешало турецкое завоевание Крыма: полугодовая осада завершилась взятием города в декабре 1475 года.

Из построек Мапгупа лучше других сохранилась цитадель на восточном мысу Тешкли-бурун. Чтобы превратить этот длинный и узкий, со всех сторон ограниченный обры-вами утес в крепость, достаточно было перегородить перешеек, соеди няющий его с плато, оборонительной стеной длиной 102 м при толщине 2,8 м. В стену включено трехэтаж ное здание, сильно выступающее вперед подобно башне; его называю то замком, то донжоном, то двор цом. Верхние этажи замка были жилыми и служили укрепленной резиденцией правителей Мангупа и его гарнизона; нижний полуподвал использовался как арсенал, а также как тюрьма.

Внутри цитадели раскопки последних лет выявили кварталы жилой застройки, примыкающие к стене, колодец, остатки церкви в виде восьмигранника из крупных, хорошо отесанных блоков.

На каменистой поверхности Тешкли-буруна особенно много вырубных сооружений (для сбора воды, выжимания винограда), склепов, часовен. На самой оконечности мыса некогда находилась дозорная башня; уцелели лишь ее подвальные сооружения. Вырубная лестница ведет пол основание бывшей башни, в довольно большую пещеру, передняя стенка которой разрушилась, образовав сквозное отверстие (хорошо видное снизу, отчего мыс прозван Тсшкли— Дырявый).

Находящийся здесь пещерный комплекс Барабап-коба включает пять келий и трапезную; ряд разнообразных интерьеров, среди которых можно различить кельи, усыпальницы, зал с церковью, хорошо освещаемые с юго-восточной стороны. Все они являлись составными частями монастыря и, вместе с тем, имели и дозорно-оборопителыюе значение. Такие же пещерные укрытия продолжаются и на западной стороне мыса, они прикрывают участок дороги перед крепостными воротами.

Одно из старейших сооружений Мангупа — монументальный храм святых Константина и Елены, находящийся напротив мыса Чуфут-че-арган-бурун. Это большая (31,5 х 26,2 м) базилика была построена в VI веке, затем неоднократно перестраивалась, последний раз — в XIV или в начале XV века.

В пещерную церковь Мангупа можно спуститься от места, отмеченного геодезическим знаком, по крутой потайной тропе к подножию отвесной скалы; здесь тропа сворачивает направо и примерно через 200 м открывается пещерная галерея и лестница, ведущая в храм. Он имеет коробоный свод, апсиду, вдоль полукруга которой вырезан синтрон (сопрестолие, скамья для священнослужителей), ниша и место для престола. Апсида отделяется алтарной преградой, также высеченной в скале. Стены украшены арками, пилястрами, покрыты росписью, уцелевшей весьма фрагментарно. Предполагают, что эта церковь служила усыпальницей князей Феодоро.