cat-right
Достопримечательности мира     |     Стена плача

Мечеть Куббат Ас-сахра

В северо-восточной части Иерусалима, на плоской вершине Храмовой горы, с любой стороны хорошо виден как бы венчающий эту вершину и сразу бросающийся в глаза в панораме города огромный, излучающий золотое сияние купол мечети Куббат ас-Сахра (известной также, как Мечеть Омара, или Купол Скалы), имеющей форму восьмиугольника со стенами, выложенными голубыми изразцами.

Храмовую гору, на которой, согласно библейскому повествованию, во времена царя Давида было построено святилище с Ковчегом Завета, а в годы правления его сына, царя Соломона, создан Первый Иерусалимский храм, иудейская традиция связывает с легендарной горой Мо-риа, где Авраам собирался принести в жертву своего сына Исаака. На вершине горы есть место, где скальные породы высотой четыре метра обнажены. Это и есть эвен штия, или Камень основания) с которого, по еврейским представлениям, началось сотворение мира. Христианские паломники эпохи средневековья называли Храмовую гору Бет-Эль (Дом Божий) и верили, что именно здесь отдыхал ветхозаветный праотец Иаков, видевший здесь во сне небесную лестницу и получивший Божье обетованиеСуществовала даже легенда, утверждавшая, что сам Камень основания воздвигнут Иаковом.

В свою очередь, мусульманская традиция повествует о том, как в 621 году, в ночь с 26 на 21 раджаба (7-го месяца мусульманского лунного календаря — конец октября) архангел Джабраил (Гавриил) призвал пророка Мухаммеда, спящего возле мечети в Мекке, совершить путешествие в Иерусалим на крылатом коне Бараке, где на Храмовой горе, в Мечети отдаленнейшей (Аль-масджид аль-Акса), которую некоторые предания отождествляют с Иерусалимским храмом (к этому времени давно уже разрушенным), его ожидали Ибрахим (Авраам), Муса (Моисей), Иса (Иисус) и другие пророки. Мухаммед перенесся в Иерусалим и вместе с пророками совершил молитву, на которой был предстоятелем и имамом. Затем со скалы, венчающей Храмовую гору, он совершил восхождение на небо по лестнице ангелов (мирадж) и посетил семь небес, на первом из которых сам Адам открыл пророку небесные врата, на седьмом праотец и патриарх всех пророков Ибрахим (Авраам) показал Мухаммеду рай, а с седьмого неба он явился к Престолу Аллаха и беседовал с Ним, произнеся 99 тысяч слов... В память об этом событии мусульмане отмечают свой праздник Аль-Исра валь-Мирадж, а паломники, посещающие Куббат ас-Сахра, могут видеть на Святой скале отпечаток ноги пророка.

История создания мечети восходит к 636 году, когда большая часть Палестины уже перешла из-под Византийского владычества под арабский контроль, а к Иерусалиму приблизилась армия халифа Омара бен аль-Хаттаба, которому, после двухлетней осады, патриарх Софроний сдал город. История свидетельствует, что халиф Омар поднимался на Храмовую гору, чтобы определить местоположение краеугольного камня мироздания, после чего велел очистить гору, бывшую в то время городской свалкой, и построить деревянную мечеть в районе нынешней мечети Аль-Акса. Сама вершина Храмовой горы стала мусульманской священной территорией.

Затем в 76 году хиджры, согласно мусульманскому календарю, в правление халифа сирийской династии омейядов Абдель Малика бен Мирвана, над высокочтимой скалой была воздвигнута (строилась в 687-691 годах н. э.) мечеть Куббат ас-Сахра, как об этом гласит памятная надпись позолоченной мозаикой и куфийским письмом над внутренним восьмигранником юго-восточной стороны мечети. Известно, что на это строительство был выделен весь поземельный налог, собранный в Египте за семь лет. С этих пор почитаемая мечеть Куббат ас-Сахра, а также и священная территория (Аль-Харам аш-Шериф, благородное святилище, священный двор, иерусалимская святыня) площадью примерно 14 гектаров, на которой позже была воздвигнута еще и мечеть Аль-Акса (иногда вся священная территория именуется у мусульман благословенной мечетью Аль-Акса, в воспоминание описанного в Коране эпизода) стала третьей по значению, после Каабы в Мекке и мечети Пророка в Медине, мусульманской святыней.

Величественное и пышно оформленное здание мечети Куббат ас-Сахра, обновленное в XVI и XIX веках, по словам историка X века аль-Му-каддаси, призвано было затмить находящуюся неподалеку христианскую церковь Святого Гроба (храм Гроба Господня), дабы не ослеплялись умы мусульман. Великолепно и внутреннее убранство мечети: облицованные узорчатыми мраморными панелями стены, увенчанные золочеными капителями колонны, массивные балки и притолоки четырех входных дверей, обшитые снизу бронзовыми пластинами с чеканкой и позолотой. Обрамления арок и верхние части окон украшены мозаиками зеленых, синих, перламутровых, пурпурных и золотых тонов. Сама высокочтимая Скала, расположенная в центре мечети, выступающая нал уровнем пола на полтора метра и обрамленная четырьмя мощными столбами с расставленными между ними изящными мраморными колоннами, имеет 17,7 м в длину и 13,5 м в ширину. Под скалой имеется углубление почти квадратной формы, площадью 4,5 кв. м и высотой около 3 м, известное как пещера и превращенное в небольшое святилище. Мусульмане верят, что когда наступит конец света, трубный глас возвестит об этом именно с этой скалы.

Во времена крестоносцев, которые в 1099 году захватили Иерусалим, многие мусульманские мечети были превращены в христианские церкви. Мечеть Куббат ас-Сахра на это время стала Храмом Господа (Темплус Домини), а мечеть Аль-Акса — Храмом Соломона (Темплус Соломонис) и главной церковью ордена храмовников-тамплиеров.

Прежний статус священной территории вернули пришедшие на смену крестоносцам халифы из династии айюбидов. Были произведены ремонтные и реставрационные работы, добавлены некоторые постройки. А сменившие айюбидов правители-мамлюки окончательно завершили формирование архитектурного облика всей священной территории. Одновременно шел процесс претворения в жизнь религиозного значения мечети отдаленнейшей и ее места в душах мусульман. Многие мусульманские паломники сделали посещение мечети Куббат ас-Сахра и мечети Аль-Акса так называемым принципом хаджа (началом большого и малого паломничества — хаджа и умры) в Хи-джаз (Мекку)- Отсюда же появилась идея приезжать в Иерусалим, чтобы жить в нем и молиться.