cat-right
Достопримечательности мира     |     Петербург и молодежная контркультура 1970-1990-х годов

Мемориалы скорби

Современные мемориалы, посвященные событиям прошлого, как правило, воспроизводят некий подвиг, героический поступок, победу. К их числу относятся памятники в честь военных побед в годы Великой Отечественной войны. В Петербурге, выдержавшем 900-дневную осаду, создан целый комплекс памятников в честь воинов, отстоявших город — Зеленый пояс Славы.

Кольцо 3еленого пояса длиной 230 км отмечает собой линию, по которой проходил рубеж обороны.

Но помимо памятников подвигам, в Петербурге находятся мемориалы другого типа — связанные со скорбью в честь мученически погибших в водовороте величайших трагедий XX века.

Одним из наиболее драматичных периодов Второй мировой войны была осада Ленинграда, продолжавшаяся с 8 сентября 1941 года до 27 января 1944 года. В кольце блокады оказалось 2887 тысяч человек гражданского населения (включая приблизительно 400 тысяч детей).

Жители города оказали огромную поддержку обороняющейся армии — за короткое время была возведена мощнейшая оборонительная сеть, не прекращали работу предприятия оборонной промышленности, работали отряды противовоздушной обороны. Пример ленинградцев показал, что успешный отпор врагу зависит не только от наличия дееспособной армии, но и от участия в борьбе всего народа.

Жители осажденного Ленинграда оказались в нечеловеческих условиях. К зиме 1941-1942 годов в городе не осталось никаких запасов топлива и воды, почти никакой электроэнергии и, что главное, минимальный запас продовольствия. В январе 1942 года, в разгар необычно холодной зимы было зарегистрировано самое низкое количество продовольствия: на человека приходилось только но 125 граммов хлеба в лень. Кроме того, город подвергался непрерывному артиллерийскому обстрелу и авиационным налетам. Только за два месяца — январь и февраль 1942 года — 200 тысяч людей умерли в Ленинграде от холода и голода. По официальным послевоенным данным (представленным, в частности, на Нюрнбергском процессе), число потерь среди гражданского населения составило 649 тысяч человек, однако, скорее всего, количество умерших и погибших больше.

На Пискаревском и Серафимов-ском кладбищах, куда свозились умершие, после войны были организованы мемориалы. На Пискаревском кладбище захоронено около 400 тысяч человек, на Серафимов-ском — около 100 тысяч.

Ансамбль Пискаревского кладбища занимает территорию в 46 гектаров. Центральную часть некрополя составляет огромное поле, на котором выделяются прямоугольные призмы — могилы. На границе поля установлена скульптура Матери-Родины, возлагающей венок к могилам.

Одним из наиболее пронзительных памятников ленинградской трагедии является монумент Дневник Тани Савичевой. Он представляет собой несколько плит, на которых воспроизведены страницы из дневника ленинградской девочки с записями, сделанными во время самого страшного блокадного периода. Неровные строки содержат перечисление дат смерти членов Тани-ной семьи: Женя умерла 28 дек. в 12. 30 час. утра 1941 г.; Бабушка умерла 25 янв. 3 ч. дня 1942 г.; Лека умер 17 марта в 5 час. утр. 1942 г.; Дядя Вася умер 13 апр. в 2 ч. ночи 1942 г.; Дядя Леша умер 10 мая в 4 ч. дня 1942; Мама 13 мая в 7. 30 час. утра 1942 ; Савичевы умерли; Умерли все; Осталась одна Таня. Сама девочка была вывезена на Большую землю, но ее здоровье было уже подорвано, и вскоре она также скончалась.

В последние десятилетия в Петрограде были возведены памятники в честь жертв еще одной трагедии XX века — массовых политических репрессий. Возникли мемориалы на Левашовском и Преображенском кладбищах, где совершались захоронения казненных в 1930-1950-х годах. На Троицкой площади (бывш. площадь Революции) был установлен памятный камень, привезенный с Соловецких островов.

Наиболее известным монументом в память погибших в годы репрессий стали сфинксы на набережной Робеспьера, напротив тюрьмы Кресты.

Идея этого памятника была впервые высказана Анной Ахматовой.

В 1921 году в Кресты был посажен (и вскоре расстрелян) ее муж, Николай Гумилев. В конце 1930-х годов она в течение семнадцати месяцев носила в Кресты передачи для сына, проводя долгое время в очередях. На основе стихов, написанных в эти годы, Ахматова создала поэму Реквием, в которой высказывалось пожелание установить ей, а в ее лице и всему стомильонному народу, пострадавшему от репрессий, памятник на набережной около Крестов.

Памятник был установлен в 1995 году. Он представляет собой двух египетских сфинксов, повернутых друг к другу; их головы — наполовину человеческие, наполовину — сгнившие черепа. Через решетку, находящуюся между фигурами, за невской водой видны Кресты.

На постаменте памятника находятся плиты со строками А. Ахматовой, И. Бродского, В. Высоцкого, А. Солженицына и других классиков XX века, писавших о репрессиях.

Памятник работы Михаила Шемякина и Вячеслава Бухаева вписан в петербургскую архитектурную традицию — он задуман как наполненное современной символикой повторение древних сфинксов, находящихся на набережной ниже по течению, около Академии художеств.