cat-right
Достопримечательности мира     |     Гора Кайлаш

Монастырь Сэра

Монастырь Сэра находится в часе ходьбы на север от Поталы. Полное название монастыря — Сэра-тэгчен-лин переводится как Местность диких роз и шиповникаОснователем монастыря считается Чжамчэнь-Чойчжэ-Шакчжа-Ешей, один из любимых учеников Цзонхавы, великого реформатора буддизма в Тибете, основателя ламаизма. В 1419 году Цзонхава во время своего пребывания в Сэра-чойлен читал книгу толкования Сандуя (Собрание тайного) и спросил своих учеников, сидящих рядом: Кто может покровительствовать тарни (тайному, мистическому), сделавшись хозяином этой книги? Рассказывают, что три раза спрашивал учитель своих учеников, и в третий раз поднялся Шакчжа-Ешей и изъявил желание. Тогда Цзонхава очень обрадовался и предложил Шакчжа-Ешею построить на этом месте особый монастырь для изучения тарни. В этом же году у подножия скалистой горы Гжяб-ри (букв. Задняя гора ) и был основан монастырь.

Главной достопримечательностью монастыря является статуя одиннадцатиликого Авалокитешва-ры. В давние времена монахиня Бал-мо посетила местопребывание Будды Мудрости — Манджушри, у которого и взяла эту статую. Затем она прилетела с ней в местность Пабон-ха, и спрятала статую в пещере. Неподалеку пастух пас стадо, одна из коз отбилась и забралась в пещеру. Чтобы выгнать ее оттуда, пастух бросил в пещеру камень, который ударился о какой-то звонкий предмет. Войдя в пещеру, пастух увидел статую, которая заговорила с ним человеческим голосом. Он очень испугался и побежал к тогдашнему настоятелю монастыря Сэра Чжал-цань-санбо. Настоятель поднялся в пещеру и перенес статую в монастырь в дацан Чжеба. Настоятель считается перерождением монахини Балмо и жил с 1402 по 1469 годы.

В настоящее время в монастыре Сэра три дацана, из которых два богословских и один тарнистический (мистический) — Агпа. В одном из богословских дацанов находится так называемая пурба — особого рода орудие, употребляемое при заклинаниях. Пурба принадлежала волхву Дарчарве, и особо почитаема высшим духовенством Тибета. Она представляет собой трехгранное острие, к основанию которого приделывается ручка. Здесь также находится статуя хранителя Хаягрива с тремя лицами и шестью руками вместе с женским божеством.

Монастырь Сэра известен уединенными кельями лам-отшельников, находящимися высоко в горах. Самым древним и самым известным считается скит Пабон-ха, принадлежащий самому далай-ламе. Сейчас на этом месте стоит небольшой дворец-храм далай-ламы. Недалеко от него находится большая каменная глыба, которая, рассказывают, сама прилетела из Индии. На этом камне разрезают трупы для отдачи их на съедение грифам и ягнятникам. Камень считается священным, и многие стремятся быть разрезанными на нем, но такая доля достается довольно зажиточным людям, так как она сопряжена с расходами по перенесению трупа и плате за похоронные молитвы местным монахам. Считается также, что если живой человек голым поваляется на этом выпачканном трупами камне, то его жизнь продлится. В 1901 году сам далай-лама проделывал эту процедуру.

Еще один известный ритод находится над монастырем Сэра на уступе северной горы. Он известен тем, что здесь часто останавливался и жил Цзонхава. Здесь же он проповедовал свое учение.

На стенах монастыря и на камнях — множество ярких фресок, изображающих различных будд и других божественных персонажей, также много мантр.