cat-right
Достопримечательности мира     |     Самарра

Обитель Хаджи Бекташа Вели

Братство дервишей-бекташи было одним из наиболее распространенных суфийских объединений (та-рикатов) на протяжении всей истории Османской империи. Только в 1925 голу в республиканской Турции решением правительства Кема-ля Лтатюрка деятельность суфийских братств была запрещена. Тем не менее традиции братства бекта-ши, тесно связанные с так называемым народным исламом, продолжают жить.

Учение братства бектагаи отличает ряд нетрадиционных для ислама положений, восходящих к мистицизму школы хорасанских старцев, к которой принадлежал основатель-эпоним этого тариката Хаджи Бекташ Вели.

Он родился в городе Нишапур (Восточный Иран), но всей видимости, в начале XIII века (более точную дату назвать трудно). Незадолго до монгольского нашествия 1220-1221 годов Хаджи Бекташ покинул Иран и через Аравию и Сирию направился на территорию нынешней азиатской части Турции, носившей в те времена название Рум. Хаджи Бекташ поселился первоначально в пещере возле гробницы мусульманского героя — борца за веру Сейида Гази. Через некоторое время он обосновался в селении Кара Гюй-юк (Сулуджа) в районе г. Кыршехир. Туркменские племена, проживавшие в степях вокруг Кыршехира, признали Хаджи Бекташа своим верховным наставником (пиром ); местными жителями для него был построен лом из сырцового кирпича.

Поздняя легенда приписывает Хаджи Бекташу акт благословения на царство юного эмира Османа Гази, основателя Османского государства, но падежных свидетельств в пользу этого факта нетОдин из преемников Орхана — султан Myрад 11 (1421-1451) приказал воздвигнуть гробницу на могиле Хаджи Бекташа. Его слава распространилась по всей Малой Азии и, вместе с отрядами турецких воинов, достигла Балканского полуострова. Эмир Ахи Деле построил в обители Хаджи Бекташа имарет-хане (дом для посетителей). Жена Хаджи Бекташа, которой он передал свое мистическое знание, после его смерти, по-видимому, возглавила объединение суфиев — его последователей. Ей приписывается введение ритуальной трапезы для прибывавших в обитель дервишей: медового шербета (забродившей медовой браги) и йогурта, смешанного с медом. Уже в те времена появился и особый головной убор — отличительный при-знак дервишей-бекташи, который носил название элифи тадж (венец в форме буквы алиф — первой буквы арабского алфавита). Это был вытянутый четырехугольный колпак из войлока.

Обитель Хаджи Бекташа расположена почти в самом центре Турции, на высоком плато, среди зеленых лугов и садов. Здесь чистый воздух и много источников воды. При приближении к обители уже издалека видны многочисленные купола и минареты, построенные в сельджукском стиле. Под сводами гробниц покоится прах выдающихся суфиев — сподвижников и последователей Хаджи Бекташа Вели, принадлежавших к хорасанской школе. Основные здания обители сохранились до нашего времени. Во дворе находится старинный дом для гостей, а также конюшня и хлев. С внешнего двора можно пройти во внутренний (центральный) двор, посреди которого находится водоем (хавуз). Там же расположены так называемый Львиный колодец, хлебный двор, трапезная, соборная мечеть, ритуальный Дом собраний (Мейдан эви), склад. Все здания соединены друг с другом крытой деревянной галереей. Наиболее интересным и таинственным сооружением является Дом собраний, во внутреннем помещении которого проходили все важнейшие церемонии и празднества суфиев-бекта-ши. Это помещение устлано коврами, там стоят скамьи для дервишей, лежат подушки, на которых сидели собратья . На почетном месте расстелены три шкуры ангорских коз, окрашенные в красный цвет, три оленьи шкуры и 12 бараньих шкур, которые предназначались для сидения высших руководителей братства. Повсюду стоят подсвечники, канделябры со свечами. На стенах развешаны 90 табличек с именами святых братства.

Чтобы попасть в гробницу Хаджи Бекташа, нужно миновать еще один внутренний двор, так называемый двор Хазрата, прилегающий к кладбищу обители. У входа на кладбище находится гробница Гю-венч Абдала, одного из самых преданных дервишей Хаджи Бекташа. На степах ее внутреннего зала развешаны 23 ритуальных топора (топор — один из атрибутов членов братства бекташи, носимый ими как отличительный знак во времена Османской империи). Там же висят 20 картин ритуального содержания, написанных масляной краской (несмотря на официальный запрет ислама, дервиши-бекташи постоянно изображали святых, почитаемых братством). В той же гробнице висят оленьи рога (возможно, наследие шаманизма или охотничьих культов); возле надгробия Гювенч Абдала помещены ритуальный семисвечник, а также рожок и чаша для подаяния, принадлежавшие этому дервишуОсобое помещение обители представляет Мейдан Сорока святых, в котором находятся 44 светильника, постелены шесть медвежьих и две тигровые шкуры, а также шкуры оленей (все эти полуязычес-кие атрибуты соседствуют там с расстеленными повсюду ковриками для молитв — седжжаде). Во время церемоний айин-и джем, когда все светильники зажигались, помещение заливал таинственный свет.

В гробницу Хаджи Бекташа входят через южные врата, инкрустированные серебром и увешанные цепями. Створки ворот местами покрыты надписями арабской вязью. Надгробие Хаджи Бекташа затянуто зеленой атласной тканью, исписанной молитвами и изречениями. Возле надгробия хранится одежда и обувь, принадлежавшая якобы Хаджи Бекташу и его потомкам. На стенах висят таблички с молитвами, расшитые узорами полотенца, зеленые атласные халаты, покрывала, вышитые серебром. В гробнице хранятся также меч в серебряных ножнах и другие ритуальные приношения: семь серебряных браслетов, шесть головных украшений (пожертвования женщип-бекташи). Перед надгробием Хаджи Бекташа расстелены шкуры тигра и медведя — животных, считавшихся священными.

Рядом с гробницей Хаджи Бекташа находится гробница шейха Ба-лым Султана, Второго учителя братства (XVI в.). Перед ней растет огромное тутовое дерево. Оно выросло, по легенде, из обгоревшего полена, брошенного наставником Хаджи Бекташа из Хорасана с тем, чтобы указать самому Хаджи Бекташу место будущей обители. Хаджи Бекташ, прибыв на место, отыскал это полено, воткнул его в землю, после чего оно снова зазеленело и со временем превратилось в дерево. Кора этого тутового дерева, по преданию, снимает зубную боль.

В гробнице Балым Султана хранятся четки из 99 бусин, каждая размером с грецкий орех. На стене гробницы висят кинжал и булава Балым Султана. Надгробие его могилы покрыто зеленым сукном, поверх которого настелены персидские шали, покрывала красного и зеленого цвета, атласные и шелковые ткани.

В помещении кухни обители хранятся три больших ритуальных котла, в том числе и священный Черный казан, перед которым дервиши совершали поклоны и в котором готовилось один раз в год ритуальное кушанье — ашуре. Бекташи говорили, что в этом котле пища может вариться чудесным образом, без огня.

В обители имеется также ряд других помещений, в том числе мечеть братства накшбандийа, которому обитель была передана в 1826 году. В эту мечеть никто из бекташей не ходил, и она стояла пустая. К обители примыкают два сада — Сад деде и Сад хана. Желающие поступить в обитель Хаджи Бекташа должны были в течение двух лет исполнять службы в Саду деде. В частности, они делали особое вино из растущего там винограда, которое затем подавалось дервишам. Затем следовало 12-летнее послушничество в самой обители.

Обитель возглавляли два человека — челеби и пир-баба. Они представляли два основных течения в братстве бекташи. Челеби возглавлял общины кызылбашей (красно-головых, то есть шиитов), проживавших, в основном, в сельской местности; пир-баба стоял во главе собственно дервишей-бекташи. Челеби собирал ежегодную дань со всех кызылбашей. Имелось три разновидности налогов(право Черного казана — на расходы кухни обители; право наставника — на покупку свечей для обители; деньги подношения распределялись по усмотрению челеби). Все члены общин преклонялись перед челеби, считавшимся потомком Хаджи Бекташа Вели. Но между собой все члены секты были теоретически равны. Большинство кызылбашских общин жили в чрезвычайной скудости.

В обители Хаджи Бекташа было девять главных дервишей (бабб), которые заведовали отдельными службами: Домом собраний (мейданджи-бабб), кухней (ашчи-бабб и кахвед-жи-бабб), житницей, конюшней, садами, домом Балым Султана и т. д.

Дервиши братства бекташи считались патронами янычарского корпуса. Они посвящали в братство бекташи янычар — пленных христианских юношей, предварительно обращенных в ислам; воспитывали их в духе турецких традиций. Один из священных котлов Хаджи Бекташа был послан им самим или его преемником в ставку янычар. Во время янычарских смут сигналом к выступлению служило переворачивание котла Хаджи Бекташа.

Султан Баязид II (1481-1512) пытался подчинить обитель Хаджи Бекташа своему влиянию и направил туда своего ставленника Балым Султана (сына сербской княжны). Балым Султан ввел некоторые новшества в ритуал братства, напоминавшие соответствующие христианские установления. В частности, именно ему приписывается введение употребления вина в обрядовых церемониях вместо шербета, установление для дервишей обета безбрачия, почитание троицы, то есть троичного воплощения Бога, а также разрешение многих грешных деяний. Реформы Балым Султана вызвали раскол внутри братства бекташи и отделение общин кы-зылбашей.

Ритуал братства бекташи не подвергался существенным изменениям с XVI века. В отличие от других суфийских объединений (тарика-тов), в бекташизме нет особого пути совершенствования (то есть пути аскетизма, подвижнической жизни), нет практики особого поминания Аллаха (зикр ) и мистических славословий (эврад). Учение основано на вере в мистические способности и чудотворные деяния Хаджи Бекташа и других святых братства. Молитву (намаз) бекташи обозначают термином нийаз(прошение). Третьим столпом веры считается адак (пожертвование), то есть приношение в обитель подарков: скота, денег и т. п. Четвертым принципом является вуслат (мистическая связь с наставником, своего рода гипноз на расстоянии). Основные церемонии братства проходят в помещении, называемом мейдан. Входящий в мейдан должен был сначала поцеловать порог двери, считающийся священным, затем поклониться на четыре стороны (символ четырех столпов учения). Дервиши в мейдане восседали на молитвенных ковриках или на шкурах (обычно наставники). Бекташи воспринимали мусульманскую молитву как обращение к главе святых мужей — имаму Али и старцам — святым братства.

В настоящее время в обители Хаджи Бекташа находится музей. Но среди жителей окрестных селений многие по-прежнему считают себя последователями мистического учения святого старца и в дни религиозных празднеств посещают его гробницу и молят его о заступничестве перед Аллахом