cat-right
Достопримечательности мира     |     Олимпия

Оракулы

Оракулы — места, где получали ответ божества на заданный вопрос — были широко распространены в античном мире и находились, как правило, в святилищах. Кроме упоминаемых ниже оракулов в Олимпии и Дельфах , на территории Древней Греции известны оракулы Орфея на острове Лесбос, Тиресия в Орхоменах, Мопса в Ма-лосе (Киликия), Вакха в Додоне, Ам-фиарая близ Оропа и т. д. Существовало множество оракулов Аполлона . Известны оракулы и в других государствах античности: Аписа в Египте, Амона в Ливии, Меркурия на Апеннинском полуострове (в Фарах близ Патр) и т. д.

В некоторых случаях посетители оракула обращались к божествам, в некоторых — к обожествленным людям. Так, прорицатель Амфиарай погиб, уйдя под землю вместе со своей колесницей. На этом месте в честь Амфиарая было установлено святилище с его оракулом.

В Дельфийском святилище ответы божества получались через жрицу-пифию, но такой способ был не единственным. Ответы могли даваться при помощи жребия, знамений, сновидений.

Павсаний оставил описание оракула Трофония близ города Ливадия. Кстати, до сих пор сохранились ущелье, где находился оракул, ключ и останки святилища.

Перед общением с оракулом вопрошающий должен был в течение определенного времени жить в специальном здании — храме Доброго Демона и Доброго Случая. Он мылся только в холодной реке и питался жертвенным мясом. Вопрошающий также и сам приносил жертвы, причем при каждом жертвоприношении присутствовал прорицатель, который по внутренностям жертвенных животных определял — милостив ли будет Трофоний. В ночь спуска в пещеру приносился в жертву баран, и прорицатель снова гадал по внутренностям, причем результаты этого гадания были важнее всех предыдущих. Непосредственно перед обращением к оракулу проводился ряд церемоний, в ходе одной из них вопрошающий пил из двух источников, находившихся неподалеку друг от друга. Вода источника Леты (Забвения) помогала забыть обо всех бывших ранее заботах и волнениях; вода источника Мнемозины (Памяти) давала силы запомнить все, что он узнает при спуске в пещеру. После предварительных церемоний вопрошающий допускался на территорию, огороженную мраморным забором, где, собственно, и находился вход в пещеру. Этот вход был оформлен как печь. Спускаясь в жерло печи, вопрошающий добирался до узкой щели, в которую должен был вползти вперед ногами. В какой-то момент человека втягивало в лаз, как будто его подхватывала быстрая река. После общения с оракулом он выползал наружу так же, вперед ногами. Хотя Павсаний лично посещал оракула, но он не оставил никакой информации о том, что происходит в тайном помещении, ограничившись только словами о том, что от оракула узнают будущее не одним каким-либо способом, но один его видит глазами, другой о нем слышит. Происходящее в храме сопровождается сильными переживаниями, поскольку после общения с оракулом жрецы приносят вопрошавшего на руках охваченного ужасом и в таком состоянии, что он не сознает самого себя и не узнает ближних.

Оракулы были наиболее популярны до середины V века до н. э. Впоследствии в греческом обществе наметились тенденции к снижению религиозности — и количество обращений к оракулам уменьшилось. По крайней мере, политики перестали обращаться за пророчествами, в сфере деятельности оракулов оставались только вопросы сакрального и личного плана.

Сеть оракулов просуществовала до времен победы христианства.