cat-right
Достопримечательности мира     |     Саровский и Серафимо-Дивеевский монастыри

Озеро светлояр

Озеро Светлояр расположено близ села Владимирское Воскресенского района Нижегородской области, в бассейне реки Люнды, притока Ветлуги. Площадь водного зеркала озера — около 12 га, длина — 210 м, ширина — 175 м.

Со Светлояром связывается легенда о граде Китеже. Согласно легенде, когда к Китежу подступили татары, то по велению Божию, сей град Большой Китеж невидим стал и оберегаем рукою Божиею,— так под конец века нашего многомятежного и слез достойного покрыл Господь тот град дланию своею. И стал он невидим по молению и прошению тех, кто достойно и праведно к нему припадает, кто не узрит скорби и печали от зверя-антихриста . И невидим будет Большой Китеж вплоть до пришествия Христова. В некоторых вариантах легенды говорится, что Китеж ушел иод воду Светло-яра. Считается, что только благочестивые люди могут увидеть его отражение в воде, могут услышать доносящийся ниоткуда перезвон колоколов, пение певчих.

Светлояр — символ духовной оппозиции, скрытого противостояния и сопротивления злу. Именно поэтому он оказался актуален для старообрядцев, находившихся в оппозиции официальной церкви и государству. Именно старообрядцы вдохнули в легенды о Китеже новое звучание: приведенный выше сюжет, видимо, существовал с XIII века, но письменно изложен он был значительно позже, в старообрядческой и сектантской среде. Легенда приобрела политическое, организующее звучание, говорилось, что эта сокровенная обитель не едина, но есть много монастырей, и в тех монастырях многое множество святых отцов, точно звезд небесных, просиявших житием своим.

Со временем Светлояр стал святыней не только для старообрядцев, во второй половине XIX века он получил признание официальных властей.

Ежегодное паломничество на озеро начиналось с весны, сразу после того, как сходил снег. Однако наибольшее количество верующих приезжало сюда к ночи с 22 на 23 июня, накануне празднования Владимирской Богоматери. Основным обрядовым действом был обход озера с горящей свечой в руке. Обход озера пять раз подряд засчиты-вался верующим как путешествие на Афон, десять — в Иерусалим. Также практиковалось обползание озера на коленях.

На праздник съезжались представители самых разных православных направлений и сект. Поэтому поляны около Светлояра, дома села Владимирского были еще и дискуссионным клубом. Тот или иной круг дискутирующих мог собираться из года в год.

В годы советской власти ритуальные действия на Светлояре практиковались, хотя и в меньшем масштабе. В настоящее время паломничество возобновилось, озеро и прилегающие к нему территории взяты под охрану государства.

Предпринимались попытки истолковать происхождение легенды о Китеже. Так, отмечалось, что озеро могло иметь тектоническое происхождение, высказывалось мнение, что оно возникло в ходе землетрясения 1596 гола, зафиксированного в Нижнем Новгороде.

Однако вряд ли исторические объяснения удовлетворительны, тем более, что, по археологическим данным, в XIII веке на берегах Светло-яра еще никто не жил (по крайней мере, культурного слоя здесь обнаружить не удалось). В случае с Китежем речь идет о распространенном мифологическом сюжете, повествующем о существовании некоего отдаленного средоточия праведности и благочестия; А. В. Чернецов пишет: Сходные средневековые легенды повествовали о фантастических благочестивых царствах (пресвитера Иоанна и т. п.), земном рае, островах блаженных; ср. также старообрядческие легенды о церквах "древнего благочестия", сохранившихся в далеком Опоньском (Японском?) царстве и других "далеких землях" (Беловодье, "Город Игната и т. п.), "сокровенных местах", где можно спастись от антихриста.

Другим распространенным сюжетом, перекликающимся с легендой о Китеже, является сюжет об уходе под землю некоего поселения (по наблюдениям археологов, подобные легенды указывают на наличие в данном месте археологических памятников). Так, например, в Москве в начале XX века бытовала легенда, что на Кунцевском городище некогда провалилась под землю церковь вместе с прихожанами; говорили, что по ночам можно было услышать пение, доносящееся из-под земли.

Указания на нечто загадочное, скрытое под водой Светлояра, привели к возникновению не только

благочестивых легенд. Так, рассказывали и рассказывают о существовании в озере или огромной зубастой рыбы, или чудовища, по ночам выходящего на берег. Упоминают о водолазах, которые, спустившись на дно, видели там что-то до такой степени ужасное, что теряли сознание и никому не рассказывали об увиденном.

Высокая репутация озера, его святость привели к возникновению поверий о целебных свойствах светлоярской воды и даже легенд о том, что озеро связано подземными тоннелями с Волгой и Байкалом.