cat-right
Достопримечательности мира     |     Лумбини и капилавасту

Пашупатинатх

Пашупатинатх [Pashupatinath] (букв. Владыка зверей, скота) — храм (и связанный с ним комплекс сооружений), посвященный Шиве в образе Пашупати (покровителя животных и всего живого). Комплекс расположен в восточной части города Катманду на правом берегу священной реки Багмати. Пашупатинатх считается святыней индуистов всего мира. По данным эпиграфики, культ Шивы-Пашупати был популярен при дворах правителей династии Личчхавов уже в V веке н. э. Пашупатинатх находится в поселении Де-опатан (сейчас часть г. Катманду), а первое упоминание о Деопатане в эпиграфике относится к III веку н. э., и, предположительно, Пашупатинатх в это время уже существовал. Точная датировка объектов комплекса отсутствует; за время существования он неоднократно перестраивался, реставрировался и, кроме того, сильно пострадал в 1349 году во время нападения на долину Катманду бенгальского султана Шамсуд-дина. Современный облик храм приобрел в конце XVII века; за все время своего существования он получал значительные пожертвования и всегда находился под покровительством правящих династий Непала.

Храм Пашупатинатх представляет собой двухъярусную пагоду, деревянные конструкции которой крепятся на кирпичной целле, возведенной на каменном постаменте. Углы стен храма облицованы мрамором, крыша покрыта медными позолоченными листами. Деревянные укосы крыш украшены высокохудожественной резьбой эротического содержания. Крыша венчается позолоченным навершием с трезубцем и барабаном — символами ШивыЧетыре входа в храм ориентированы по сторонам света, дверные проемы покрыты серебряными плитами и тимпаном. Перед восточным входом находится бронзовая позолоченная скульптура быка Нанли — ездового животного и спутника Шивы. Неиндуистам запрещено посещать священную территорию комплекса, а плотная застройка и стена двора храма мешают обозрению Пашунатинатха.

Во дворе храма находится несколько стел, статуй и малых храмов, посвященных Шиве, Вишну, Лакшми и богиням группы Аштама-трика (восемь матерей). В юго-восточном углу двора находится небольшой храм бога Бхайрава — ужасного и неистового воплощения Шины. По случаю праздников здесь совершаются жертвоприношения мужских особей животных. По преданию, в древности здесь практиковались человеческие жертвоприношения. Во дворе находится особо почитаемая реликвия — серебряное изображение лингама — фаллического символа Шивы. За исключением нескольких посвященных брахманов, никто не имеет права приближаться к святыне. У скульптуры высотой 1,2 м — пять ликов: четыре по сторонам света, а пятый, обращенный в небо, лишен черт лица и имеет вил купола. Он является олицетворением сексуальной сущности культа Пашупатинатха, направленного на воспроизводство новой жизни.

Известно, что в сокровищнице Пашупатинатха хранятся предметы, представляющие большую историческую и культурную ценность.

Узкая лестница спускается от храма к берегу Багмати, здесь находится Арьягхат — место кремации представителей королевской семьи и других видных непальцев. Пепел погребального костра сбрасывается в реку, которая уносит его в священный для индуистов Ганг. На этом месте были кремированы тела короля Бирендры, королевы Айшварьи и других членов королевской семьи (всего 11 человек), погибших 1 июня 2001 года. По официальной версии, они были расстреляны принцем Ди-пендрой, находившимся под воздействием алкоголя и наркотиков. Ниже по течению Багмати находится место кремации простолюдинов. Выше по течению в пещерах скального берега живут отшельники-шиваиты.

Рядом с Лрьягхатом находится храм супруги Шивы Парвати (сапскр. горная, горянка) внешне схожий с храмом Пашупатинатха. В декоре храма доминируют эротические мотивы, а также мотивы смерти. Вдоль речного берега построены небольшие храмы, посвященные памяти праведных вдов, совершивших сати — обряд самосожжения на погребальном костре вместе с умершим мужем.

На террасах левого берега, соединенного мостом с правым, находятся комплекс храмов, тематически связанных с Пашупатинатхом, а также смотровая площадка. По преданию, Шива в образе оленя скрывался здесь от охотников, поэтому место получило название Мригастхали (букв. Обиталище оленя ).

К востоку от Мригастхали находятся храм Кирантешвар (букв. Ки-рантский бог или Бог Кирант), который связан с почитанием Шивы в образе киранта — представителя племени, населявшего в древности Непал и Восточную Индию. В древнеиндийском эпосе Махаб-харата описывается эпизод вручения Шивой-Кирантешваром Лрджу-не Пашупат-астры — божественного оружия Шивы.

Неподалеку находится храм Гухешвари или Гухьякали (букв. Тайная, пещерная богиня), посвященный одному из воплощений богини Сати — дочери Шивы. Гухешвари считается покровительницей долины Катманду и, прежде всего, женщин народности неваров — коренного населения этого района. Культ Гухешвари имеет черты тантризма и связан с древними доиндуистски-ми верованиями местного населения. Наряду с тантрическими жрецами из касты ачаджью, в храмовых церемониях (иногда имеющих тайный характер) принимают участие представители низких каст.

В целом храмовый комплекс Па-шупатипатх отражает представления о Шиве, как о божестве, дарующем и отнимающем жизнь. В качестве божества, поддерживающего мировой порядок, Шива-Пашупа-ти — покровитель государя. Комплекс Пашупатинатх отражает эклектику, свойственную непальскому индуизму.