cat-right
Достопримечательности мира     |     Чуфут-кале

Перунова рень

В Повести временных лет так описывается свержение идола Перуна: И когда князь Владимир пришел, повелел опрокинуть идолы — одних изрубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы по Боричеву взвозу к Ручью и приставил 12 мужей колотить его палками. (...) Когда влекли Перуна но Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли еще они святого крещения. И, притащив, кинули его в Днепр. И приставил Владимир к нему людей, сказав им: "Если пристанет где к берегу, отпихивайте его. А когда пройдет пороги, тогда только оставьте его". Они же исполнили, что им было приказано. И когда пустили Перуна, и прошел он пороги, выбросило его ветром на отмель, и оттого прослыло место то Перунья отмель ("Перуня рень"), как зовется она и до сих пор.

Остров, на который был выброшен идол опального бога, находился на левом берегу, напротив нынешнего села Петро-Свистуново Виль-нянекого района Запорожской области.

Историк и этнограф Д, И. Явор-ницкий так описывал этот остров: Тут же бросается в глаза маленький, но очень высокий, скалистый, известный своим названием остров Перун, по местному звучанию Перун, даже Перен. Местные жители отмечали, что остров своими очертаниями был похож на змея, отдельные части острова сравнивались с головой, поясницей и хвостом. Высказывалось мнение, что весь остров — это и есть змей Перун, изгнанный Владимиром и окаменевший.

Д. И. Яворницкий и Я. П. Новицкий зафиксировали большое количество легенд, посвященных пребыванию Перуна на его острове.

Когда-то, говорят, змей жил на небе и летал по всему миру; его все боялись, а некоторые даже кланялись ему. Как узнал про то бог, что ему поклоняются, взял и отнял у него крылья, он упал с неба в Днепр и поплыл. Идолопоклонники бежали берегом и кричали: "Перуне, Перуне, приплыви к берегу". Он приплыл к острову, и открылась ему глубокая нора; он там и пропал. С того времени и прозвали остров Перуном.

Про этот остров Перун вот что я слышал от старых людей. Как-то, говорят, бог Перун плыл Днепром, и его волной выкинуло на остров; тут его спрятали, а потом откопали. На нем, говорят, золота было три пуда, а сам сделан из дерева. От того и остров стал Перун. На Перуне, от Днепра, есть нора: когда-то, говорят, там жил змей, и ему носили людей. Нору звали Змеиной.

Сколько помню, остров зовется Перуном. На нем высокая скала, а в ней, от стороны Днепра сходы. До Христового рождения там, говорят, жил змей; он гарбал под себя женщин и девушек, а мужчин пожирал. Как Христос родился, змея проклял, а потом его завоевал какой-то богатырь. У змея, говорят, было три головы и крылья. Он, как летит, освещает весь мир, а огонь так и полыхает.

В качестве обиталища Перуна называли Змеиную пещеру с западной стороны острова. Проникнуть в пещеру можно было только во второй половине лета, когда уровень воды в Днепре сравнительно низок. Отдельный лаз соединял пещеру с поверхностью земли, при солнечной погоде сверху пробивался дневной свет. В 1867 году польский археолог Подберезкин описал пещеру так: У этой скалы (то есть Перун) иод уровнем воды видно узкое ущелье, вход в змеиную пещеру, в которой очень много человеческих костей;

из нее будто бы поднимается крутой выход на вершину скалы, но его никто не исследовал .

Согласно народному поверью, Перун проживал здесь вплоть до недавнего времени: В той пещере, как говорят старые деды, были двери — сначала железные, а потом золотые; посередине стояли столы — сначала серебряные, а дальше золотые. Столы были накрыты дорогими скатертями. Там все было хорошо убрано, только никого не было видно — лишь слышно, как в самой глубине кто-то стонет. А стонал не кто иной, как семиглавый змей. Люди боялись лазить в ту Змиеву пещеру. Только один дед Винниченко ходил туда, поскольку был великий чаровник. Он брал с собой свечку и влезал в пещеру — а что там делал — неизвестно. И как только влезет — поднимался такой страшный гул, что все камни острова трещали. Этот гул шел от того же семиглавого змея.

Таким образом, фольклор подтверждает свидетельства летописи о пребывании Перуна на рении ниже днепровских порогов.

Обращает на себя внимание тот факт, что процедуры свержения и сплавления идолов Перуна в Киеве и Новгороде были очень сходны; при этом процедуры напоминали архаический обряд похорон. Не исключено, что свержение старого бога было инсценировано как эсхатологическое действие, предполагающее окончание временного цикла (эпохи язычества).

Вызывает интерес и то, что фольклорные легенды о свержении Перуна в Киеве и Новгороде совпадают во многих деталях; в частности, в большинстве текстов упоминается о некоей половой партнерше Перуна. Это давало повод для предположений, что к Перунову острову и Змиевой пещере привязывался изложенный Геродотом миф о происхождении скифских царей от соития Геракла и женщины-полузмеи, живущей в пещере.

На настоящий момент Перунов остров затоплен водохранилищем Днепрогэса