cat-right
Достопримечательности мира     |     Вороний камень

Перынь

На территории древнего Новгорода Великого, а также в его окрестностях можно выделить несколько мест, связанных с языческими культами.

Так, святилище Волоса, видимо, находилось на южной окраине новгородского детинца, где в древности располагалась Волосова улица, а в XIV веке была поставлена церковь св. Власия.

В 980 году, в рамках религиозной языческой реформы князя Владимира, его дядя Добрыня установил в центре города, на берегу Волхова, идол Перуна, однако он простоял не долго — спустя восемь лет, во время введения христианства, его уничтожил тот же Добрыня. Проплывая под Великим мостом, Перун палицу, имевшую в руке его, на мост бросил, сказав, что торговцы с горожаны всегда будут драться. Впоследствии на этом месте проводились игрища, включающие кулачные бои между жителями Торговой стороны и Детинца. В середине XVI века С. Герберштейн отмечал, что здесь доныне часто случается, что в определенные дни в году раздается Перунов глас.

Значительно дольше просуществовало святилище на Перьши, сооруженное не позднее IX века. Урочище Перынь находится у самого истока Волхова близ Ильменя на небольшом плоском холме, который во время половодья превращается в остров.

В 1951 году на Перыни был раскопан центральный комплекс капища — круглая площадка диаметром 21 м, в центре которой находилась круглая яма со следами дерева (по всей видимости, остатки идола Перуна). Вокруг площадки был вырыт неглубокий ров с восемью расширениями но сторонам света (по румбам). В каждом расширении на дне рва обнаружены кострища — на капище горело восемь костров. Шестигранный круг капища ассоциируется с розеткой, в которую вписан шестиленестковый цветок,— то есть со знаком, который у многих славянских народов носит характерные названия перунов знак, громовый знак и др.

Помимо центрального святилища рядом было раскопано еще два сходных археологических объекта. Центры их, где должны стоять идолы, находятся на одной прямой, на расстоянии примерно 50 метро друг от друга. Кроме этого, вокру комплекса располагались остат большого количества курганных з хоронений.

Дополнительную информацию о Перыни дает фольклор. Так, в середине XIX века П. И. Якушкиным было записано предание: ...Был Зверь-змияка, этот Зверь-змияка жил на этом самом месте, вот где теперь скит святой стоит, Перюнь-ской. Кажинную ночь этот Зверь-змияка ходил спать в Ильмень-озеро с волховскою коровницею. Перешел змияка жить в самый Новгород; а на ту пору и народился Володимер, князь в Киеве; тот самый Володи-мер-князь, что привел Руссею в веру крещеную. (...) Новый город схватил змияку Перюна да и бросил в Волхов. Черт силен: поплыл не вниз по реке, а в гору — к Ильмень-озеру; подплыл к старому своему жилью — да и на берег! Володимер-князь велел на том месте церковь рубить, а дьявола опять в воду. Срубили церковь: Перюну и ходу нет! Оттого эта церковь назвалась Перюньскою; да и скит тоже Пе-рюньский.

Также косвенное упоминание о культах на Перюни, возможно, содержится в былине о Садко — именно здесь он, сидя на синь-горюч камне, играл на гуслях с целью вызвать из Ильмень-озера Морского царя и царицу Белорыбицу.