cat-right
Достопримечательности мира     |     Манду

Пещера Амарнатха

Кашмир, Ладакх и Тибет соединяет древний караванный путь. Путешествующий по этому пути встретит много различных достопримечательностей. Так, например, от Бал-тала можно добраться до известного центра паломничества шиваитов пещеры Амарнатха [Amarnath]. Здесь находится пользующийся особым почитанием нерукотворный джьотирлингам бога Шивы — огромный ледяной сталагмит в виде мужского полового органа.

Шива — один из верховных богов индуизма, наравне с Вишну и Брахмой входит в божественную триаду (тримурти). Это самый мужественный, дерзкий и агрессивный бог, вобравший в себя черты доисторических фаллических богов. Шива может быть и страшным и благожелательным, активным и пассивным, он одновременно и пребывает в этом мире, и находится вне его. Шива одновременно и великий йог, аскет, поглощенный медитацией, и страстный любовник, муж, отец семейства, он краса и ужас, добро и зло, радость и боль, болезнь и здоровье, жизнь и смерть. У него множество имен, отражающих его противоречивый характер: Пашупати (Господин животных), Махайога (Великий Йог), Махакала (Великий держатель Времени), Шанкара (Дарующий покой), Натараджа (Король танцев) и др. Танцующий Шива — самый популярный образ в южной Индии, в Тамилнаде. Исполняя танец радости Шива знаменует окончание одного цикла времени и начало следующего, разрушение старой вселенной и рождение новой. Популярно изображение Танцующего Бога, размещенное в круге из миллионов вспыхивающих и гаснущих огней-миров вселенной; огненное кольцо вокруг него — вселенский круговорот сансары; четыре руки Бога говорят о его сверхъестественной божественной силе. Две верхние руки Шивы означают творение и разрушение. В правой верхней руке он держит небольшой барабан — символ божественного звука ом (первый звук Творения); ритм, который Шива отбивает на этом барабане,— пульс Времени. В левой верхней руке у Шивы огонь — смерть и разрушение мира. Правая нижняя рука находится в жесте абхая-мудра (не бойся, я тебя защищаю) — символ божественной защиты и успокоения. Четвертая рука изображена в жесте милосердия, она указывает на поднятую в танце ногу. Так все четыре руки Шивы олицетворяют четыре космические функции Высшего Бога — творение, сохранение, защиту мира и его разрушение.

Большим поклонением шиваитов пользуется лингам, символизирующий в индийской культуре мужскую творческую силу и энергию, необходимую для создания жизни на всех уровнях Вселенной. Часто лингам изображается помещенным в йони — женские гениталии, что символизирует единство Шивы и его женской энергии — шакти. Являясь символом сексуальности, лингам одновременно является символом йогического воздержания и контроля над семяизвержением. Шива всегда итифаличный йог, его член пребывает в постоянной эрекции.

Чаще всего лингамы в Индии делаются из камня, по также и из любого другого материала. Популярно изображение лингама с одной, четырьмя, пятью (пять сторон света — добавлен зенит) головами Шивы. Каждая голова соответствует определенному аспекту Шивы — они символизируют гнев, красоту, могущество, власть, аскетическую силу и женское начало. Каждый ши-ваитский храм имеет изображение лингама. Их может быть и очень много, например 108 — священное число Шивы. Во время ритуалов лингам омывают водой, молоком, медом,топленым маслом. Все это стекает в йони, на которой он стоит. И из нее жрецы распределяют эту жертву (прасад) среди верующих. Сверху лингам украшают цветами.

Особым почитанием пользуются нерукотворные лингамы — джьо-тирлингамы. Считается, что они явлены людям особой милостью Шивы. Всего в Индии двенадцать таких джьотирлингамов, вокруг которых находятся центры паломничества. Но самым популярным является джьотирлингам в пещере Амарнатха в Гималаях.