cat-right
Достопримечательности мира     |     Оракулы

Пещера чиль-устун

Чиль-Уступ является самой труднодоступной почитаемой пещерой Ферганской долины. Подъем начинается от рощи Чарбаг-Дивона по наклонному, слабо пересеченному дну ущелья. Затем тропа становится все круче и круче и, наконец, упирается в скалы. По ним до входа в пещеру надо пройти 270 метров, преодолев при этом две вертикальные стены 20 и 15 метров высотой и серию узких горизонтальных полок над обрывом 50-60 метров глубиной. Когда-то к скальным стенам были приставлены деревянные лестницы, по которым паломники поднимались и спускались.

Вход в пещеру Чиль-Устун (высота около 4 м, ширина 18 м) обращен на запад. Перед входом на наклонной площадке, резко спускающейся к ущелью, растут три дерева, породу которых местные жители называют катран. На их ветках привязаны немногочисленные ленточки материи. В верхней части площадки под аркой входа в пещеру находится завал огромных каменных глыб. С правой стороны (если стоять лицом ко входу) на плоскости (1 х 1 м) одной из них выбита конусная жертвенная лунка (верхний диаметр 23,0 см, глубина 18,0 см). Раньше, до середины 80-х годов XX века, на другом камне находилась аналогичная жертвенная лунка, но она была кем-то уничтожена.

Длина основного хода Чиль-Ус-туна 279 метров. Пещера горизонтальная, состоит из трех обширных залов, соединенных между собой узкими проходами. В них местами с большим трудом может протиснуться человек. В первом и третьем залах сильно развиты натечные образования: сталактиты, сталагмиты и их сростки сталагнаты. Потолок первого зала пещеры покрыт разноцветными полосами мраморного оникса и кровавыми пятнами окиси железа (гематита). Колонн ста-лагпатов так много, что местами создается впечатление, что находишься в лесу, среди стволов каменных деревьев. Натечные образования сильно пострадали от рук посетителей. Их мелкие формы в первом зале пещеры отбиты паломниками в лечебных целях, другие бесцельно уничтожены случайными посетителями. Паломники пробирались только до второго зала, поскольку третий зал, самый красивый, был открыт лишь в начале 70-х годов XX века ферганскими спелеологами.

В первом зале пещеры, в правой от входа части имеется небольшой, постоянно действующий источник с весьма незначительным расходом воды. Чистая, холодная вода скапливается в естественном углублении (диаметр 20-30 см, глубина 18 см) и растекается тонкой пленкой по гладкой сталагмитовой коре, покрывающей в этом месте пол пещеры. Возле источника в первом зале пещеры наблюдается скопление осколков керамических сосудов, покрытых солями кальция. Осколки можно встретить и в привходовой части пещеры повсеместно в первом зале и в начале второго.

Природное оформление пещеры отражено в названии Чиль-Устун (Чел-Сутун), где чел (чил) — та-джикск. сорок, а сутун (ус-тун) — узбекск. столб, столп (ы), опора. Обычно название переводят как сорок колонн. О пещере Чиль-Устун впервые сообщается в рукописи Мунтахаб ат-таварих, составленной Мухаммедом Хаким-ханом (XIX в.). Это первое не мистическое описание пещеры и, более того, святого места, выполненное очевидцем-мусульманином. Запись относится к 1235 году хиджры (то есть к 1819-1820 гг.). Первым европейцем, давшим описание пещеры Чиль-Устун, был художник М. Мюллер, участник французской экспедиции 1877 года в Русский Туркестан.

В пятидесяти шести метрах от входа в пещеру у левой (по ходу) стены первого зала находится огромный приземистый сталагнат (диаметр 3,0 м, высота 3,5 м). На его гладкой поверхности нацарапано множество посетительских надписей на разных языках: имен, дат и текстов религиозного содержания. Среди них: исмаилитские панджа-ты — пятерни, кисть руки с раздвинутыми пальцами и знаками на ладони; квадратная кисть руки со сжатыми пальцами и мечом возле одного из них. Пальцы символизируют лица исмаилитской мифологии: Мухаммеда, Хусейна, Хасана, Фатиму и Али. При пальце, символизирующем Али, изображен его меч — Зульфикар. Кроме них нацарапаны два каламджая — след ноги; в одном из них — надпись, выполненная арабской графикой, и крестообразно перечеркнутый круг. На других колоннах первого зала и в узком лазе во второй зал встречены сложные сетчатые знаки. В композицию одного из них вплетена имитация арабской надписи. Среди многочисленных посетительских надписей (имен и дат), выполненных арабскими шрифтами, часто повторяется шахада — символ веры и встречаются многострочные отрывки сур из Корана. Эпиграфической особенностью Чиль-Устуна является наличие в нем надписей религиозного содержания на санскрите, выполненных шрифтом деванагари. Всего их обнаружено одиннадцать. Благодаря сохранившимся надписям и содержащимся в них датам, оставленным посетителями на поверхности натечных образований и стенах пещеры, можно определить периоды активности ее посещения. Всего было зарегистрировано 133 даты (13 в арабской графике и 120 -— в европейской). Из них самая ранняя арабская надпись начертана в 1716 году; а европейская, выполненная латинским шрифтом, относится к 1871 году.

Иногда пещеру Чиль-Устун называют именем святого Курбан-Ата (он же Курамбай-Дувана). Согласно преданию, этот святой человек (авлиё) знал секрет пещеры Чиль-Устун. Когда Курбан-Ата жил среди людей, в ее глубине был узкий проход к реке, на берегу которой раскинулся прекрасный сад. Люди, ходившие с ним в пещеру, попадали к этой воде. Сейчас этого прохода нет, он закрылся. Однако Курбан-Ата способен выходить на дневную поверхность, но только к тем людям, у которых в нем есть истинная необходимость.

Представления о том, что пещеры являются входами в подземный мир, распространены повсеместно. В пещере Чиль-Устун мусульманский святой Курбан-Ата, который, согласно преданию, свободно посещал и покидал пещеру, принял на себя функции домусульманского божества, служившего проводником душ умерших к реке подземного мира. В традиции народного ислама Курбан-Ата считают гайибом (арабское гайб — отсутствие, то, что сокрыто, тайна, божественная тайна), то есть ушедшим или скрывшимся святым.

Люди, стремящиеся к самосовершенствованию и обретению внутренней дисциплины, придерживаются несколько иных правил паломничества, чем обычные посетители святынь. Практика профессиональных паломников имеет прямое отношение к временному уединению, проводимому нередко с целью общения с духом местного святого. Но прежде чем отправиться в свое духовное путешествие, верующий ожидает знака свыше, который даст понять, дозволено ли ему посетить святыню. Существует простой способ определения благосклонности высших сил по отношению к паломнику, желающему совершить трудное восхождение в Чиль-Устун. Для этого рекомендуется лечь спать в специальных строениях или в ореховой роще. Тогда во сне Аллахом будет подан какой-нибудь знак. Если сны будут устрашающими (пожар, наводнение, война, смерть и кровь), то следует отложить паломничество до следующего раза Наоборот, если не снится ничего или что-то очень хорошее, то ничто не препятствует задуманному восхождению