cat-right
Достопримечательности мира     |     Ладакх

Пещеры Аджанты

Во многих районах Индии встречаются пещерные храмы и монастыри. Среди них есть очень древние, отличающиеся почти спартанской простотой. Такого рода храм представлял собой обширный зал, вокруг которого размещались небольшие кельи. Перед залом находилась терраса с колоннами. Пещеры, предназначавшиеся для молитв, богослужений и размышлений, назывались чай-тьи. Они представляли собой длинные прямоугольные залы, закругленные у задней стены, противоположной входу. Два длинных ряда колонн внутри чайтьи разделяли ее на неф (большую центральную часть) и два боковых предела (узких прохода по обеим сторонам нефа) и апсиду, в которой стояла, как правило, массивная ступа. Главный вход находился перед ступой, а над ним помещалось огромное арочное окно в форме подковы. Если пещерный монастырь становился мал для его обитателей, то рядом в скале высекалась еще одна пещера, таким образом, на протяжении столетий создавался целый пещерный комплекс. Большое распространение пещерная архитектура получила в период с I в. до н.э. по III н. э.— после падения династии Маурьев и до начала правления династии Гуптов.

Самыми знаменитыми из таких комплексов стали пещерные храмы Аджанты [AjantaJ.

Недалеко от великого торгового пути из Декана на север (рядом с деревушкой Фаридпур недалеко от современного Хайдарабада), в подковообразном изгибе горы было высечено более 28 пещер, причем некоторые из них уходят в скалу довольно глубоко. Наиболее ранние пещеры датируются II веком до н. э., а наиболее поздние созданы уже в VII веке н. э. Пещеры представляют собой изумительный синтез архитектуры, скульптуры и живописи. Из скульптуры следует обратить внимание на изображение Нагарад-жи и его супруги в пещере № 9, а также многочисленные изображения Будды и простых людей. Однако особого внимания заслуживают настенные фрески, сохранившиеся сегодня лишь в шести пещерах. Здесь среди декоративных узоров — спиралей, цветов, деревьев и животных — можно видеть ракшасов (демонов), гандхарвов (полубожественных певцов и музыкантов), апсар (обольстительных небесных танцовщиц-куртизанок). Здесь же портреты Будды и бодхисатв как исторических, так и легендарных. Все —от великого бодхисатвы АвалокитеШ-вары, Будды Милосердия, принцев, мудрецов, героев до жестоких охотников, мясников и злых людей, от созерцающего Будды до пар, занимай щихся любовью, девушек, занятых своими туалетами, от дворцовь сцен до сцен из жизни нищих — все изящно выписано на фоне разнооб разных бесконечных пейзажейНа этих фресках, как на фотографиях, можно увидеть всю жизнь индийского общества того времени: дворцы, дома, утварь, что носили люди, как они жили и чем они жили, то есть то, что не оставило но себе никаких вещественных следов.

Сегодня в это уединенное и удаленное от городской суеты место, находящееся под охраной индийских властей, стекаются многочисленные буддийские и индуистские паломники и ценители искусства. Для того, чтобы быстрее добраться до пещерных храмов Аджанты, проложена дорога, но атмосфера, царящая в самих пещерах, как и в ущелье Аджанты, по дну которого, далеко внизу, протекает река, столь же спокойна, как и в те годы, когда здесь жили и молились буддийские монахи.