cat-right
Достопримечательности мира     |     Медный всадник

Петропавловская крепость

Издревле освоение нового прост ранства, выбор места для поселения, были связаны с определенными сак ральными действиями, обеспечиваю щими оптимальное расположение нового населенного пункта на мест ности, покровительство богов и ми стических сил, символическую связь с культурами-предшественницами, установление новых сакрализован- ных отношений . Впос ледствии, когда город или целая на селенная область разрастались, ме сто основания, как правило, приобретало особый статус — оно связывалось с основными сакраль ными символами территории и жи вущего на ней народа. К их числу от носятся не только религиозные зна ки и сооружения, но и знаки светские — необходимо учитывать, что властные, культурные и нацио нальные символы также могут иметь статус священных.

Место исторического начала, основания, как правило, связано с объектами, сакрализующими дея ния отцов-основателей и наибо лее знаменитых предков (уроженцев данной территории). На этом ме сте обычно проводятся ритуальные действия, в той или иной степени предполагающие присягу на вер ность территории и живущему здесь народу.

Санкт-Петербург был основан во времена, когда средневековые религиозные ценности уже уступили место ценностям нового, просвещенного времени. Соответственно, история не донесла до нас ритуалов, аналогичных тем, которые, согласно легендам, совершались при закладке древних городов. Однако совпадение с сакральной градостроительной традицией в полной мере проявилось позднее — место основания Петербурга в последующие годы и века было мифологизировано, приобрело соответствующую символику космогонического начала ; географическая область основания города (Петропавловская крепость и прилегающие к ней территории) была включена в Петербургский миф творения. Эта мифологизация вырабатывалась как централизованно (через придание соответствующей символики центральным объектам города), так и стихийно — через создание мистического фольклора и ритуальное творчество.

Наиболее характерной чертой петербургского мифа творения стала начавшаяся с момента закладки крепости и последовательно продолжающаяся по сей день сакрализация образа отца-основателя города — Петра I, а также его небесного покровителя — апостола Петра.

Петербургский миф творения наполнен суровой романтикой: столица великого государства ценой неимоверных жертв возводится в месте, мало пригодном для жительства, причем в непосредственной близости от воинственного противника. Показательна устойчивость, с которой городской мистический фольклор, традиции которого доходят до современности, воспроизводит сюжеты, связанные с мифом творения.

Петропавловская крепость фактически была первым сооружением Санкт-Петербурга. К 1703 году русские войска взяли под контроль устье Невы и предприняли действия, чтобы закрепиться здесь. Крепость была заложена 16 мая 1703 года; эта дата и стала днем рождения города.

Для строительства крепости был выбран остров иод названием Заячий (другое название — Веселый). Расположенный у разветвления реки, он наилучшим образом подходил для оборонительного укрепления. Пушки крепости могли бы держать под прицелом фарватеры как Невы, так и ее рукавов, на случай если бы неприятельские корабли попытались проникнуть в устье со стороны моря. Сравнительно небольшие размеры острова позволяли строить крепость так, чтобы лишней земли не оставалось, и неприятель не мог высадить десант у ее стен.

Ввиду возможного нападения неприятеля, строительство крепости велось с крайней поспешностью. Вскоре сюда было согнано более 20 тысяч крестьян, присланных по разнарядке из различных уездов и губерний страны. Строители трудились от зари до зари, жили в шалашах, в землянках, под открытым небом. Частые недоедания, сырость и холод, болезни, жестокие телесные наказания унесли жизни многих тысяч строителей крепости и самого города. Ценой титанических усилий земляные валы с деревянными укреплениями были возведены к осени 1703 года. С 1706 года под руководством архитектора Д. Тре-зини начались работы по строительству каменных фортификационных сооружений.

В 1703 году, через месяц после начала строительства земляной крепости, в геометрическом центре укрепленной территории была заложена деревянная православная церковь в честь апостолов Петра и Павла. Причина выбора для первого городского храма именно такого названия очевидна — святой Петр был тезкой царя, основателя города, и воспринимался как его небесный покровитель. По названию церкви крепость стали именовать Петропавловской, а официальное название крепости — Санкт-Питербурх (потом Санкт-Петербург) — впоследствии перешло на город.

Первые кварталы города появились на правой стороне Невы, под защитой пушек крепости. Здесь же, выше по течению, было построено одно из первых жилых зданий — домик Петра I.

Со строительством первых домов города связана следующая легенда. При осмотре предполагаемого места строительства А. Меньшиков указал царю высоко на древесном стволе след недавнего наводнения и усомнился в том, что люди могут жить на затапливаемой территории. Тут же Петр приказал возвести на этом месте дворец для самого Меньшикова. Данная легенда соответствует этиологической традиции: легенды о божественном возникновении тех или иных предметов, как правило, касаются характерных особенностей этих предметов — в данном же тексте воля царя-основателя рассматривается как причина наводнений, бича Петербурга на протяжении веков его истории.

Когда обстановка в устье Невы относительно стабилизировалась, строительство было перенесено и на левый берег реки; в лесу были сделаны три расходящиеся просеки — будущие Морская, Гороховая и Невский проспект.

Петропавловская крепость представляла собой первоклассное для своего времени военно-инженерное сооружение; она имела форму неправильного, удлиненного с востока на запад шестиугольника с шестью выступающими угловыми укреплениями-бастионами. На территории крепости находится множество объектов, связанных с прославлением (сакрализацией) подвигов отцов-основателей города — царя и его сподвижников. Бастионы носят имена Петра I (Государев бастион), А. Д. Меньшикова, Г. И. Головкина, К. А. Нарышкина, Н. М. Зотова, Ю. Ю. Трубецкого.

Мифологизированный образ Петра I и его небесного покровителя святого апостола Петра встречается в крепости на каждом шагу. Основной вход в крепость — через Петровские ворота, украшенные статуей святого Петра в полный рост и деревянным барельефом Низвержение Симона Волхва апостолом Петром. Барельеф в аллегорической форме выражает торжество России в войне со Швецией в 1701-1721 годах. Среди зданий, располагающихся на территории Петропавловской крепости,- Бот-ный домик , изящный павильон с белыми колоннами и пилястрами, выстроенный в 1761-1765 годах для хранения одной из первоначальных реликвий петровского времени — дедушки русского флота ботика Петра I (на крыше домика установлена скульптура — женщина с веслом, аллегория навигации).

Из всех многочисленных построек на территории крепости особое место занимает Петропавловский собор. Он был возведен в 1712-1733 годах по проекту архитектора Д. Трезини на месте уже упоминавшейся первой городской церкви. Над прямоугольным зданием каменного собора возвышается стройная многоярусная колокольня, плавно переходящая в золоченый шпиль (общая высота — 122,5 метра). Устремленный ввысь, шпиль собора символизировал рождение города на Неве, выход России к просторам Балтики. В наше время куранты, установленные на соборе, играют гимн Российской Федерации. Запоминающийся силуэт Петропавловского собора органично вошел в невскую панораму и стал одним из символов города.

По указанию царя-основателя, Петропавловский собор стал некро полем императорской семьи Рома новых. Здесь захоронены правите ли России от Петра I до последнего русского царя Николая II , чей прах был перевезен сюда в недавнее вре мя. Рядом с собором возведено зда ние великокняжеской усыпальницы, увенчанное куполом и золоченой главкой; здесь хоронили членов цар ской семьи.

Из всех захоронений особенным почитанием пользуется могила Пет ра I , основателя, первопредка го рода. В наше время территория кре пости используется для проведения современных обрядов социально-возрастного перехода. Сюда после загса приезжают свадебные процес сии, а в мае-июне — группы выпускников учебных заведений. В посеще нии исторического центра города в момент важного жизненного со бытия (создания новой семьи, вступ ления во взрослую жизнь) присутствует мотив самоидентификации, своеобразной присяги на верность своему городу.

На территории Петропавловской крепости нет памятников в честь строителей и солдат, павших жертвой при освоении данной местности. Однако ореол мученичества здесь присутствует. В восприятии людей, знакомых с историей города, атмосфера трагического пафоса поддерживается и многими событиями, происходившими здесь на протяжении веков. К середине XVIII века Петропавловская крепость, утратившая свое военное значение, стала государственной политической тюрьмой. Помимо прочих, здесь были заключены сын Петра I царевич Алексей, руководители и участники антимонархического восстания декабристов, писатель Н. Г. Чернышевский, участники покушения на императора Александра II. Многие объекты крепости связаны с тюремными наказаниями. Так, находящиеся между Государевым бастионом и бастионом Нарышкина Невские ворота назывались воротами смерти: через них выводили из крепости осужденных на смертную казнь — напротив ворот расположена пристань, у которой была пришвартована комендантская шлюпка, отвозившая приговоренных к месту исполнения приговора. Одно из зданий внутри крепости — Гауптвахта; перед ней располагается так называемая Плясовая площадь — место наказания провинившихся солдат. Нельзя сказать, что трагическое прошлое крепости снижает ее патетическую торжественность — напротив, в восприятии данного места присутствует дополнительный пафос. Совмещение в сакральных объектах мотивов радости и трагизма, по-видимому, имеет глубокую психологическую основу и восходит к архетипам инициации.

Только пространственным центром, в котором исторически зародился Петербург; кроме того, здесь, посредством пушечного выстрела и боя часов, играющих государственный гимн, отсчитывается время Северной столицы.